После окончания Первой мировой войны было много проблем с проигрышем Германии. Самым ярким их проявлением стала возникшая в результате гиперинфляция, превратившая собственные деньги страны в хлам. Но страна стала раем для туристов из других стран — почему и как?
Все началось с того, что почти сразу после начала войны Германия отказалась привязать марку, свою денежную единицу, к золоту. Это было сделано для того, чтобы начать печатать больше денег (привязка эмиссии к золоту делала невозможным напечатать больше бумажных денег, чем имеется золотой запас в стране) - война требовала вложений.
Помимо дополнительной эмиссии, правительство собирало деньги у населения, выпуская гособлигации - и люди, конечно, рассчитывают вернуть деньги с процентами.
Ведь война в определенном смысле и коммерческое предприятие - очевидно, такую политику проводил Вильгельм II в расчете на победу и сборе дани с побежденных стран. Как известно, история пошла по другому пути - в Германии не было монархии, она проиграла войну, репарации легли тяжелым бременем на бюджет.
В результате печатания большего количества денег цены начали расти. Внутри страны цены старались держать на низком уровне — в том числе за счет карточной системы распределения продуктов и их фиксированной стоимости для населения.
Но курс марки по отношению к другим валютам быстро падал, и только таким образом можно было поддерживать внутренний курс марки. Недолго — примерно после 1920 года стало ясно, что инфляцию не остановить. Типография в Германии буквально не останавливалась, а уровень цен и курсы валют стали запредельными.
Выплаты долгов гражданам со стороны государства также потеряли свое значение, как и выплата пенсий и всевозможных пособий - эти суммы стали смешными.
Это как сейчас в России получать советскую зарплату в 120 рублей.
Обратите внимание: Поездил на Mitsubishi L200 2016 года. Лето-Зима. Впечатления странные, но в целом хорошие ???.
На самом деле, если кто-то из читателей помнит, что происходило в начале 90-х в России, он поймет, о чем речь. Только в Германии было намного хуже.Достаточно сказать, что появилось 100 миллиардов банкнот (пишут, что триллионы тогда в Германии назывались триллионами), а всего в обращении было почти 500 квинтиллионов марок. Трудно себе представить эту сумму, если честно - но очевидно, что в то же время старые "мелкие" купюры вроде 10-тысячных вообще не имели особой ценности.
Дети играли с банкнотами, обклеивали ими стены, топили печи — сами банкноты ухудшались в качестве, а иногда банкноты были даже односторонними (для экономии краски), а иногда поверх старых банкнот ставились нули со специальными пломбами.
Стал популярен бартер, что, кстати, кое-кому шло на пользу — например, крестьяне могли «купить» за мешок картошки или зерна то, что раньше в принципе не могли себе позволить. А рабочим ежедневно выплачивалась заработная плата, чтобы они могли в обеденное время выбегать тратить деньги по нынешнему курсу, так как завтра на эти деньги то же самое уже нельзя было купить.
Обменный курс между долларом США и британским фунтом стерлингов по отношению к немецкой марке также был записан цифрами с бесконечным числом нулей. Кстати, США еще не отказались от привязки доллара к золоту, чтобы "бакс" на фоне других валют выглядел "солиднее", и это потом стало одной из причин трансформации американской деньги в самую важную валюту в мире.
В итоге сложилась такая ситуация, что «вес» доллара и фунта стал таким, что на тысячу долларов в кармане можно было купить несколько домов в Берлине. Что и произошло, естественно - Германию продали буквально задешево.
Этот безумный курс немецкой марки по отношению к другим валютам заставил владельцев долларов и фунтов почувствовать себя настоящими VIP-персонами в Германии.
Это, конечно, коснулось и туризма. Люди ездили в Германию с небольшими сбережениями по тем же меркам Великобритании или США, и имели возможность жить в роскошных номерах, шикарно обедать в ресторанах, ездить поездом в вагонах первого класса и т.д. Так что можно сказать, что при общем кризисе в стране индустрия туризма была одной из немногих, показавших «успех".
Выяснилось, что именно сфера обслуживания туристов и всякого рода экспорт давала самим немцам более-менее стабильный доход - вообще говоря, если только им не платили марками. Только денежная реформа и соглашение стран Антанты об ограничении выплат по репарациям позволили выйти из этого положения.
Новые деньги — так называемые рентные марки — были обеспечены не золотом или государственной прибылью, а тем фактом, что землевладельцы и владельцы определенных владений теперь должны были платить процент от стоимости своей собственности.
Впрочем, это уже другая история - но бесспорно, что весь этот опыт, пережитый немцами, сделал популярной в стране идею реваншизма, закончившегося, как известно, приходом к власти Адольфа Гитлера (который отказался платить репарации) и новая война.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: После окончания Первой мировой войны в Германии возникшая гиперинфляция, зато страна стала раем для туристов из других стран – почему и как.