Про Эльбрус

Всем привет! Сегодня я прочитал рецензию на фильм о восхождении на Эверест, о трагическом конце (фильм называется «Эверест»), и мне самому вспомнилось мое первое восхождение на вершину. Это не просто гора, это Эльбрус — самая высокая вершина Европы.

Это гора Эльбрус. Это фото было сделано в другое время в 2014 году. Раздвоенная вершина хорошо видна.

Хорошо, начнем с самого начала. Я поступил в военное училище сразу после окончания службы в армии в 2008 году. В этом году в военной академии также открылась специальность «Применение в мотострелковых войсках (горных)». Я сразу же подал заявление в Академию (это в ответ некоторым комментаторам, которые говорили, что я пошел в армию ради пенсии и зарплаты — в такие места люди ходят не ради этого).

Кстати, в то время я боялся высоты. Это была просто паника, находясь там, ты ничего не можешь сделать из-за страха. Постепенно я преодолел этот страх, точнее, подготовка помогла мне его преодолеть. Нас учили, что если у тебя есть правильное снаряжение, если ты доверяешь своим товарищам-солдатам, если ты веришь в себя, то с тобой ничего не может случиться, и этого просто не может произойти. Обучение было интересным, в дополнение ко всему, чему учили мотострелков, мы также добавили предмет под названием «горная подготовка», где мы сначала изучали теоретические основы, а затем практически знакомились с горами.

И вот первый курс закончился, наступили каникулы, но нас пригласили за небольшую плату купить билеты в частном порядке в Центр активного отдыха (так он тогда назывался) «Терскол".

Телскол. Фото 2014 года

Мы ехали в отпуск, так сказать, на добровольных началах (больше половины нашего взвода не поехало). Но в программу остальных входили и скалолазание, самым сложным из которых было восхождение на Эльбрус.

Добрались без проблем (самолет до Москвы, поезд до Нальчика, а затем КАМАЗ), а дальше начался «отдых». Думаю, вся подготовка заняла около недели. Это нормально, поскольку люди по своей природе не приспособлены к жизни на больших высотах. Вариантов нет. Человек может временно подняться в горы, но он не сможет долго выживать в таких условиях. Когда я говорю о высокогорьях, в контексте Кавказа я имею в виду районы, расположенные выше 5000 метров над уровнем моря. Чтобы подготовить организм к восхождению на большую высоту, необходима акклиматизационная тренировка. То есть вам нужно переходить на более низкую высоту постепенно, чтобы ваш организм мог постепенно акклиматизироваться.

Наш первый акклиматизационный выход был в Долину Нарзанов (кажется, так она называется, там из-под земли бьет минеральная вода), затем мы отправились на гору Чегет (прямо перед Терсколом, около 3800 метров, очень хорошо подходит для новичков летом, очень пологий и легкий для ходьбы), а затем в другие места...

Короче говоря, мы отправились на Эльбрус примерно за пять дней до восхождения. В целом, это нельзя назвать восхождением в прямом смысле слова — мы поднялись на подъемнике до конечной остановки, а идти пешком по тропе было бы утомительно, и, если я правильно помню, сложность 4Б — это альпинизм первого класса (мой самый высокий класс сложности — третий). Мы провели ночь в месте под названием «Убежище 11» (предположительно, названном в честь 11 студентов-геологов, которые прятались здесь в расщелине во время снежной бури в 1930-х годах), которое, по-видимому, было самой высокой обитаемой точкой в ​​то время, и люди могли ночевать в гигантских бочках. Это район, где снег не тает круглый год (слово «Эльбрус» переводится с местного языка как «Белая гора»).

Обратите внимание: Эльбрус с севера.

А погода непредсказуема; ситуация может кардинально измениться за 10 минут. Разница температур огромна; Например, во время этой поездки мой лоб днем ​​обгорел от палящего солнца, а ночью от сибирского холода замерз нос. Находясь на солнце, всегда следует надевать солнцезащитные очки, поскольку на этих высотах ультрафиолетовое излучение уже достаточно сильное, чтобы быстро вызвать ожог сетчатки.

Наш последний акклиматизационный выход начался с «Приюта 11» и в дневном тумане мы поднялись на высоту 4800 метров к месту под названием Скалы Пастухова (скалы когда-то были названы в честь местного губернатора, который пытался подняться на Эльбрус и отдыхал на этих скалах со своими проводниками из-за горной болезни). Да, именно здесь я впервые испытал горную болезнь. Было такое ощущение, будто кто-то колол мой висок иголкой, и голова болела. В принципе это терпимо, но неприятно.

Планировалось подняться на вершину Эльбруса в 2 часа ночи следующего дня. Обычно ситуация такова: в это время года атмосфера более спокойная, а расход воды минимальный, если на маршруте есть горные реки. Нам сказали, что всех еще раз проверят и примут решение, допустим ли мы к восхождению.

Кошки

Наконец они нашли кошку. То, что мы получили, оказалось не этими прекрасными кошками на фотографиях, а старыми советскими кошками. Все было бы хорошо, но инспекторы посчитали, что ремешки на ножках этих редких предметов были слишком короткими и не отвечали требованиям надежной фиксации. К счастью, у кого-то оказался кусок обычной бечевки, которой мы привязали кошки к ногам, что спасло ситуацию и сразу сделало нас похожими на крестьян в соломенных сандалиях.

Само восхождение было незабываемым: вокруг нас были видны другие горы, а где-то внизу клубились облака. Гора Эльбрус обычно выше соседних вершин. Сначала нам предстояло добраться до седловины Эльбруса (грубо говоря, моста между двумя вершинами), а затем подняться на одну из вершин. По дороге мы встретили интересную пару – местного гида и румяного альпиниста, который оказался французом. Его проводник рассказал нам, что это уже вторая попытка встать вместе с ним. Вообще, в Приэльбрусье в то время было на удивление много иностранных туристов, ведь мы еще не были орками. Забегая вперед, скажу, что в 2014 году я почти не встретил туристов из других стран.

Когда я приблизился к хребту, меня уже начало тошнить и рвать, мне стало стыдно за свою слабость, но оказалось, что это нормально, рвота бывает у всех, у кого-то раньше, у кого-то позже, и все из-за горной болезни и тех изменений, которые она вызывает в организме.

Оказавшись в седле, ходить становится очень трудно; вы делаете двадцать шагов, а затем отдыхаете. Нам категорически запрещали садиться, говоря, что ноги не смогут ходить (мозг будет лихорадочно искать кислород и, чтобы его сэкономить, отключит все ненужные функции, и вот тут-то пищеварительная система и выходит из строя). Сама гора Эльбрус сыграла с нами злую шутку; на свежем горном воздухе вершина казалась такой близкой, хотя мы шли так долго. Поверхность Эльбруса представляет собой столовую гору; она плоская с небольшими холмами-пиками (фактически тремя) на вершине. В конце концов, в древности Эльбрус был вулканом, и его «вершину снесло», оставив ее плоской.

Я все равно дотащился до вершины))) Я был очень уставшим и измотанным (меня вырвало второй раз). Под нами был плоский слой облаков, и, к моему изумлению, в облаке появилась аккуратная круглая воронка. Наш старший гид тоже увидел ее и сказал, что нам нужно быстро спускаться, потому что ситуация ужасная. Затем он сказал мне местное название этого явления, но я его не запомнил, но это был признак метели, и если мы не могли спуститься, то оставались там.

В конце концов, все спустились и благополучно добрались туда, но я снял свои «соломенные туфли» (одна из веревок ослабла) где-то за седлом и побежал вниз без обуви, закинув кошки себе на шею, что удивило группу азиатов, катавшихся на лыжах около «Убежища 11» ниже, и они начали фотографировать меня, бегущего мимо со звоном кошек.

Это нельзя назвать полноценным восхождением, но для меня это было первое погружение в суровый мир альпинизма, и тогда я понял, что лучше гор могут быть только горы.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Про Эльбрус.