Эльбрус с севера

Кавказ! Как много в этом слове эмоций, чувств! Кавказ прекрасен! Я люблю родной Урал, это милое сердцу место, это моя малая родина. Пожалуй, сейчас, как никогда, я это понимаю и ценю. Но Кавказ — это экзотика, это южные дали, это совсем другой мир!

Начну сначала. Отправной точкой у нас был город Минеральные воды. Все участники восхождения прибыли сюда на самолёте, а я, как романтичная особа, на поезде ехала чуть больше 2-х суток. В жару! Когда я прибыла на вокзал, то первой мыслью у меня было: «Немедленно в душ!». Это вполне можно осуществить на вокзале. Правда, мне это не сильно помогло, ибо на улице по-прежнему была жара.

Отсюда меня забрали с моим рюкзаком (он для меня уже как друг и товарищ), и мы отправились в Кисловодск за Настей. Машина была весьма компактной, поэтому частично ехали на рюкзаках. Но в тесноте — не в обиде, да? По пути водитель (очень харизматичный мужчина, кстати) провёл нам увлекательную экскурсию по близ лежащим городам: Минеральные воды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск.

После того, как все были в сборе, наш путь лежал уже непосредственно к месту назначения — базовый лагерь Эльбруса (поляна Эммануэля). Но невозможно не поделиться теми эмоциями, что я ощутила по пути! Пока мы ехали по этому прекрасному краю, я так и ждала, что под каким-нибудь зелёным холмом я увижу домик хоббита! Здесь совсем другие пейзажи! Альпийские и субальпийские луга, здесь другой климат, это другой мир! Мои глаза наслаждались, впитывали в себя виды этих плюшевых холмов! А они реально кажутся плюшевыми и бархатными!

К поляне мы ехали по дороге, которая требует доли смелости, ибо дух захватывает, когда машина наклоняется над обрывом!

Там, внизу, была жара, а здесь — уже чувствуется «свежее дыхание» Эльбруса. Мы поставили палатки, ибо эта высота (2500 над уровнем моря) — это наш лагерь на ближайшие три дня.

На следующий день в планах были Каменные грибы! Это каменные фигуры, некоторые из которых лишь отдалённо напоминают грибы, на высоте где-то 3200. Это акклиматизационный выход (как и все будущие выходы до штурма). Погода нас приветствовала дождём и ветром. Погулять по грибам долго не получилось, но мы решили подняться чуть выше к т.н. плато Марса. При чём тут Марс? А просто здесь нет растительности, местность немного напоминает марсианские пейзажи. Возвращаемся в базовый лагерь и пытаемся просушить одежду.

Чем примечательна поляна Эммануэля? Здесь очень много коров, которые мычат по ночам (первое время я не сразу могла понять, это корова мычит, или кто-то храпит). Здесь находятся несколько приютов. На территории одного из них мы базировались. А ещё здесь много сусликов! До определённой высоты их встречаешь аж семьями: тут и маленькие и любопытные детишки, и жирненькие и наглые папашки с мамашками. Весьма забавные существа! Вылезают из горок в надежде на вкусненькое от двуногих, встают на задние лапки и с любопытством смотрят, бегают друг за другом с писком. Но они проворные: для фото нужно постараться.

Третий день — заброска части вещей и снаряжения в штурмовой лагерь на 3800. Сегодня мы шли с большими рюкзаками. Темп здесь всегда медленный, чтобы хорошо прошла акклиматизация. Нам же не нужна «горняшка»! Мы ещё полны сил, идём бодро, но медленно. Если внизу было солнце, то штурмовой лагерь уже напоминает Мордор: туман (облака), холод, ветер. Мы оставили здесь вещи и двинулись в обратный путь уже налегке, перебежками по склонам. А вечером была культурная программа с гитарой и душевными и юмористическими песнями! Как же здорово, когда в группе есть творческие личности! Два Алексея были просто звёздами программы!

Доброе утро! День четвёртый. Эльбрус предстаёт во всей своей снежной красе, так и манит к себе! Завтрак, сборы и переход в штурмовой лагерь. Легче идти, когда уже знаешь дорогу. И когда идёшь, вроде бы одни и те же места, но виды всегда разные. Погода непредсказуемая... В штурмовом мы поставили палатки с великолепным видом на Эльбрус, который то прятался от нас, как будто стесняется новоприбывших, то открывается, будто выглядывает посмотреть на нас.

Кстати, на севере есть связь Мегафон (тогда как на юге — МТС). Но если на поляне Эммануэля можно было позвонить или выйти в интернет прямо в палатке, то в штурмовом лагере нужно было идти на гору из камней, надеясь, что облака и ветер не «перекроют» связь.

На 3800 уже ночью холодно, но хороший спальник и тёплая одежда спасают! Пятый день — на небе ни облачка! Солнце согревает нас (пожалуй, даже слишком). Сегодня подъём со снаряжением до скал Ленца — вон те скалы в виде галочки, что виднеются, как будто совсем близко к вершине. Это очень важный выход, ибо если здесь накроет «горняшка», то вероятно, что ты не пойдёшь на вершину. Признаюсь честно, очень боялась горной болезни.

У края ледника мы надеваем кошки, на нас уже надеты системы, в руках или в рюкзаке ледорубы. И вперёд! К скалам! Вы же помните, что здесь ходят медленно?! Да, и здесь мы идём медленно, друг за другом, делая небольшие перерывы на отдых. Высота давит! Голова ощущает эту разницу в высоте.

У скал был обед, отдых, прогулки и обучение на самозадержание ледорубом, если вдруг упал. Состояние хорошее у всей группы. Но напрягают группы, которые идут со штурма и говорят, что не дошли до вершины — тяжко. Очень уж хочется подняться на вершину! Хотя наш гид, Алексей, правильно сказал: «Гора никуда не уйдёт». Настрой такой, что если не сейчас, то в следующий раз уж точно буду стоять на вершине Эльбруса! Это ещё одна моя маленькая мечта!

День отдыха проходил спокойно, но поспать перед штурмом так и не получилось. Штурм запланирован в 11 вечера. Сборы, ужин, нервозность от того, как всё пройдёт. Уж больно хочется побывать на вершине Эльбруса!..

Эльбрус с севера

Видели бы вы, какая звёздная ночь была во время штурма! В городе такого не увидишь! Млечный путь так и манил, звезды так и сияют, взывая к романтическому началу. Регулярно можно было загадывать желание, пока звёзды махали своими хвостами. Внизу довольно тепло, даже возникали мысли, брать ли пуховик. Я их разумно отбросила.

Во время штурма поднимаешься очень медленно. Это непривычно, но со временем по-другому и не получится, ибо стоит чуть прибавить, так сразу учащается дыхание, начинаешь задыхаться. И вот мы медленно «плывём» по ледяному «морю» Эльбруса, освещаемые ярким белым месяцем (почему-то вспомнились «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Под ноги светим фонариками.

Кажется, до скал Ленца ночью мы шли дольше, чем днём, но не берусь судить. У нас с собой были перекусы, но ничего не лезло в горло. Наперёд скажу, что весь штурм был «голодный» для меня: обед был уже на обратном пути, и то откусила кусок и еле проглотила, перекус вообще есть не хотелось.

На верхних скалах (где-то 5000 м) мы встречали рассвет. Он прекрасен в горах! Немного полюбовались рассветом, но мысли только о том, сколько ещё надо пройти. От скал начинается крутой подъём. Из-за отсутствия подпитки организма отсюда уже шла чисто на морально-волевых, обдумываю на каждом шагу, зачем мне это всё надо! Здесь я описываю всё кратко, но там, наверху, время, казалось, тянется вечность, а расстояние сокращается очень медленно и неохотно. Знаете, что мне помогало? Музыка. Мой любимый рок рулит (чем жёстче, тем лучше)! Мои любимчики меня поддерживали почти всё восхождение.

А что там по погоде? А холодно! Чем выше, тем ветренее и холоднее. На мне горнолыжка и сверху пуховка. Были пара моментов, когда ноги подмерзали, но всё благополучно.

А мы всё движемся в медленном вальсе к вершине. Где-то после 5200 уже дыхалка слегка подводит, дышу чаще, уже через рот, усталость наваливается. Пока поднимались, всё боялась, что просто усну, глаза сами собой закрывались, голова просто отключалась. В буквальном смысле засыпаешь на ходу.

Некоторым в группе было легче идти, и они шли слегка с опережением.

Ведь знаешь, что вершину снизу не видно, что поднимаешься, вершину не видно. Но всё равно надеешься, что за тем бугром будет она! Но стоит подняться, понимаешь, а нифига! Ещё чапать и чапать!

К тому моменту, когда я увидела вершину, я уже уговаривала свой организм, что мне это действительно надо! Пытаясь ускориться, я начинала задыхаться. Но мы всё преодолеем! Просто нужно держать темп. И вот я наконец-то дошла! Восточная вершина Эльбруса — 5621 метр над уровнем моря! Но Эльбрус не дал насладиться моментом! Очень уж капризный он! Непогода налетела на нас сносящим с ног ветром, колючим снегом и облаком. Сразу начали спускаться вниз, в штурмовой лагерь.

Эльбрус с севера

На спуске были привалы, на которых меня просто вырубало, но спать нельзя. Разжёвываю мысль: «Я правда была на вершине?!». Верится с трудом. Но это действительно так! Я была на вершине Эльбруса! Может, для кого-то это и не достижение, но для меня это ещё одна маленькая мечта, которая осуществилась в этом году!

Когда спустились, было чувство лёгкой неудовлетворенности, ибо осознание свершившегося не пришло. Спать уже не хотелось. Организм отходил от «шока», которому его подвергли.

После восхождения у меня остался ожог кожи лица. Видимо, стерся солнцезащитный крем на щеке — у меня появился чёткий треугольный отпечаток. Алексей видел в нём очертания скал Ленца. Пусть будет так!

На следующий день, выспавшись, мы собрали вещи, снарягу и двинулись вниз, на поляну Эммануэля. Рюкзак стал ещё тяжелее, нагрузка на колени ещё больше. Но спускаться было несложно.

По пути решили заглянуть ещё раз на Каменный грибы уже в хорошую погоду. Снова фотосессия, отдых, чаёк и любование ясным Эльбрусом.

Когда мы дошли до поляны и сняли рюкзаки, стало так легко! А на поляне народу существенно прибавилось, ведь ограничения потихоньку снимают, что не может не радовать туристов.

Ужин у нас был шикарный! К концу зверски хотелось мяса, что и было исполнено! Песни под гитару завершили этот день.

Ленивое утро, опять сборы, наглые суслики, машина, переправа через горную реку (ибо мостик сломан), прогулка по Приэльбрусью и поездка в город. Снова эти плюшевые холмы радуют глаз! Когда доехали до города, в душе стало как-то совсем пусто. Причин тому несколько, и ничего с этим на тот момент сделать нельзя.

Впереди меня ждали ещё два дня на Кавказе, которые я хотела провести в Пятигорске и Кисловодске.

Пятигорск

После восхождения я осталась в Пятигорске ещё на два дня. Очень хотелось побыть подольше на Кавказе, посмотреть город, сходить куда-нибудь.

Утром мы с Алексеем (гид, остальные ребята улетели вечерним рейсом, а Настя на автобусе отбыла к "крымскому" морюшку) позавтракали на Верхнем рынке (что-то вроде фуд-корта). Как же я соскучилась по большому городу, где можно сходить в кафе поесть, где есть хороший кофе, где жизнь кипит, а не лениво протекает!

Договорились мы с Дашей (вместе восходили на Эльбрус), что погуляем по Пятигорску. Но в середине дня, прямо перед встречей с Дашей, меня настиг в городе дождь. Ничего. Обсохла в хостеле, дождались прояснения и всё-таки встретились.

На Кавказе классно то, что нарзан, который мы покупаем в магазине, можно пить прямо "на улице" (на Эльбрусе был источник, где мы набирали воду, а в городе есть места, где можно открыть кран и пить нарзан бесплатно).

Местом встречи у нас был парк Цветник, старейший в городе, кстати. Красивое место. Лермонтовская галерея, грот Дианы, где в 19 веке проходили камерные балы (на одном из балов присутствовал Лермонтов за неделю до своей гибели на дуэли. Здесь вообще какой-то культ Лермонтова!), интересные солнечные часы, фонтаны, памятник Кисе Воробьянинову на том месте, где герой романа "Двенадцать стульев" просил милостыню у прогуливающейся курортной публики, и многое другое.

После Цветника посетили Эолову арфу, грот Лермонтова, а далее к канатке на гору Машук. Хотелось мне именно на канатке прокатиться. Но Даша уже была там, поэтому я в одиночестве скаталась на Машук и обратно. Там прогулялась где-то, наверное, с полчаса. Указатели, которые есть на фото, именно на горе стоят. Там же по дороге встречает прогуливающихся красавец-орел. Ещё здесь памятник, кафе и прочее, что не особо запомнилось. Но запомнились однозначно виды с горы на город и ближайшие горы и поля.

Хотелось ещё посетить озеро "Провал". Это подземная пещера в виде конусообразного колодца, на дне которого находится карстовое озеро минеральной воды бирюзового цвета. Сероводород в минеральных видах озера придаёт специфический "аромат" этому месту (или просто можно сказать, что слегка пованивает здесь). Но именно сера даёт такой красивый цвет воды. К озеру ведёт освещённый тоннель. Пещерка сама подсвечивается разными цветами (красный, зелёный, жёлтый, кажется). В 1885 году тоннель и озеро освятили и повесили в гроте Провала в специальной нише икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», но потом она была заменена на икону Великомученика и Целителя Пантелеимона. У входа в Провал стоят скульптуры львов и Остапа Бендера со стулом и билетами.

Эльбрус с севера

После культурной программы мы приступили к увеселительной. Но это уже другая история!

Кисловодск

На следующий день после Пятигорска планировалась поездка на Медовые водопады. Но планы изменились. Настроения, честно, не было совсем. Надеялась, что оно появится в Кисловодске. Села на электричку, поехала...

Скажу сразу, что в городе за весь день успела погулять только по национальному парку. Он огромен! Его площадь составляет 965,8 га!

Мостик Дамский Каприз, Павильон Стеклянная струя, Зеркальный пруд (в Пятигорске, видимо, людям закон не писан - купаться запрещено, но и дети, и взрослые купаются. А вода, скажем, не самая чистая), Каскадная лестница, Памятник Лермонтову, Красные Камни с орлом, Синие Камни, Кипарисовая аллея, Храм воздуха, Долина роз со скульптурой "Крокодил". И это лишь то немногое, что запомнилось, и что я обошла. Парк правда красивый, думаю, в другое время мне бы здесь понравилось больше. Я не обошла весь парк, ибо в моём состоянии мне прогулка не доставляла большого удовольствия, ещё и некоторые личные (полурабочие) вопросы ещё больше подпортили настроение. Я просто устала физически и морально. После долины роз я вышла в город (благо я изначально увидела этот выход, не пришлось проходить через весь парк снова). Прошлась ещё немного по городу до вокзала, дождалась электрички и вернулась в Пятигорск. В дороге как-то лучше стало, ещё музыка помогла.

У всех же бывают такие дни, когда плохо. Эмоционально плохо. Надеюсь, вы меня понимаете. Вот с такой ношей я приехала в Пятигорск в 9 вечера, прошлась по городу до хостела. На следующий день надо было ехать в Минеральные воды в аэропорт. А оттуда прямым рейсом в Екатеринбург.