Предыдущая часть истории здесь. Все посты о поездке на Подкаменную Тунгуску в этом сборнике. И подпишитесь на профиль @Tokarevs, чтобы не пропустить новые посты.
Вечером караван судов Енисейского речного пароходства снова стал на якорь. Подъехали к Мучным порогам на Подкаменной Тунгуске. Это сложный участок, который нежелательно проходить ночью. Но это не так сложно, как большой порог из предыдущего поста. Некоторые сухогрузы, в том числе и наши, смогут доставить его своими силами, но некоторым все же потребуется помощь. Поэтому буксиры покидают свои баржи и краны. Днем у них будет другая работа.
Почему точка плавления? Есть три версии, почему он так называется.
1 - легенда - когда-то здесь села на мель баржа с мукой.
2 - придумано на месте - потому что на пороге образуется много пены, которая напоминает рассыпанную муку.
3 - правдоподобно - на склоне у порога есть ледник, который очень долго не тает. Из-за этого белка сами горы называют мукой.
Начинаем движение рано утром. Мы входим в порог самостоятельно. Сухогрузы выходят тяжело, но идут.
В целях безопасности параллельным курсом идет малый буксир «Шира». Его задача — подтолкнуть сзади, если собственных сил не хватит. В верхней части порога наступает такой момент. «Шира» подходит и осторожно упирается в корму. Этого короткого дополнительного усилия достаточно, чтобы переместить балкер в труднодоступное место.
На этом его задача выполнена. Тогда мы одни. И «Шира» уходит на помощь следующему сухогрузу.
Уровень воды меня снова поражает. Мы подходим очень близко к земле, и гидролокатор показывает глубину 16 метров.
Если посмотреть на деревья на берегу, чтобы понять скорость, то ощущение такое, что мы почти стоим на месте. Течение очень сильное. Но главное впечатление в Flour Rapids производят пляжи. Они высокие, крутые и скалистые.
Чем дальше поднимаемся на Подкаменную, тем выше становятся горы.
Обратите внимание: Проходим Большой порог на Подкаменной Тунгуске. Буксир и Сухогруз идут в связке. 3 тысячи лошадей - река закипает.
Когда наше грузовое судно приближается к берегу, можно рассмотреть выступы скал в деталях.Через час начинает дергаться шея, от постоянного запрокидывания головы вверх. При развитом воображении можно увидеть в земле целый «зоопарк".
Это на правом берегу. А слева - холмы из курумника.
Деревьям в таких местах очень тяжело стоять, а у берега это выглядит так
Прошел порог. Снова увеличил скорость. На некоторых камнях встречаем привет из прошлого.
После порога структура берега несколько меняется. Вместо пирамидальных холмов появляются эти я не знаю как их назвать
На карте написано, что деревня Полигус должна быть на правом берегу. Глядя на рельеф, трудно представить, как он мог здесь разместиться. В этих местах река на много километров сжата с обеих сторон холмами с крутыми берегами. Тем более они удивились, когда увидели, как компактно расположилась деревня на склоне горы.
Деревня Полигус довольно старая. История восходит к концу 19 века, когда эвенкийский охотник с Нижней Тунгуски Федор Полигус построил на берегу избушку. В советское время здесь был совхоз «Полыгусовский», где разводили домашних оленей. Пишут, что держали до 10 тысяч голов.
Когда совхоз развалился, основным занятием была охота и заготовка пушнины. Официально в селе проживает 240 человек.
Минуем Полигус, и прошедший мимо танкер пришвартовался к берегу напротив топливной базы.
Топливо нужно не только для мобильной техники. В этих местах нет основной электросети, и основным источником электроэнергии для села является дизельный генератор. И условно говоря, чтобы зимой в розетке было электричество, летом необходимо наполнить емкости.
В конце поселка была какая-то экспедиция. Капитан говорит, что уже больше года стоит без движения. Оборудование и бытовка были выгружены на берег. Может быть, скоро они уйдут вглубь тайги.
К вечеру доходим до следующего препятствия - Шивер Горлышко, бабушкино-дедушкин порог. Мы снова бросаем якорь.
Когда корабль бросает якорь посреди безмолвной тайги, по реке на большое расстояние разносится специфический звук. Почему-то его хорошо помнят. Вы сидите в каюте или где-то еще. И слышен гром цепи - значит, кто-то подошёл и готовится к ночи.
В следующем посте - Шивер Горлышко, бабушкин и дедовский порог.
Все посты, когда я ездил с Енисейским пароходством на Подкаменную Тунгуску, будут в этой подборке на моей странице. Или подпишитесь на профиль @Tokarevs, чтобы ничего не пропустить.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Мучной порог, неприступные скалы Подкаменной Тунгуски и пос.Полигус.