Большой порог на Подкаменной Тунгуске: испытание мощью реки

Продолжаю свой рассказ о плавании по Подкаменной Тунгуске. Мы уже поднялись на 300 километров от устья, и вот снова остановка. Сухогрузы встают на якорь, двигатели затихают. Впереди — Большой порог. Ночью проходить его категорически нельзя, это слишком рискованно. Даже наш сухогруз, у которого самые мощные моторы в серии — два по 550 лошадиных сил каждый, — не может самостоятельно преодолеть его с грузом. Поэтому мы ждем рассвета.

К нам постепенно подтягиваются другие суда — «Кострома», «Караганда», «Талнах». Но буксиров-тягачей, которые должны провести нас через порог, все нет. Они появятся только с первыми лучами солнца.

Как устроен проход порогов

Существует четкая схема. Сначала мощные толкачи затягивают на порог свои баржи, ставят их там на якорь, а затем возвращаются за остальными самоходными судами. Когда весь караван оказывается выше порога, его снова собирают, и процесс повторяется у следующего сложного участка.

Наш сухогруз идет в голове каравана, нас обгоняет только танкер «Александр Печеник». Это удача — значит, утром мы пойдем одними из первых.

Пейзаж на фотографии кажется теплым, но это обман. Ветер по-прежнему пронизывающе холодный. Мне совсем не хочется снова выходить на палубу. В лесу еще лежит снег, на березах нет ни листьев, ни даже почек. Хотя из-за обилия темных елей пейзаж местами напоминает летний. На календаре 24 мая.

Ночь выдалась ясной и морозной.

Утро. Начало штурма

Просыпаюсь от мощного рева моторов. Наш корабль снимается с якоря. Хватаю камеру и бегу в рубку. Ночью подошли буксиры, и на рассвете начинается операция по переброске сухогрузов через Большой порог.

Обратите внимание: Кибира: город гладиаторов, воинов и быстрых лошадей. Уникальные античные руины недалеко от Антальи, про которые мало кто знает.

Впереди идет буксир «Капитан Угрюмов», он уже бросает нам буксирный трос.

И вот мы начинаем это непростое путешествие, которое займет несколько часов.

Что такое Большой порог

Большой Порог на Подкаменной Тунгуске — самый сложный для судоходства участок на всем пути от лимана до поселка Байкит. Река здесь течет в глубоком каньоне. Русло сужается, а скорость течения достигает 14-16 километров в час. Перепад уровня воды виден даже невооруженным глазом.

Начинаем движение, стараясь держаться как можно ближе к берегу. Здесь еще можно как-то идти, а вот на середине реки течение такое сильное, что даже буксир с четырьмя двигателями не справится.

Но когда река делает поворот, приходится пересекать фарватер, переходя с одного берега на другой. Вот тут-то и чувствуешь всю необузданную мощь стихии. Мощные буксиры и тяжелые сухогрузы под напором воды бросает из стороны в сторону, словно щепки.

Вода буквально кипит от пены и водоворотов.

Корабли прижимает так близко к скалистому берегу, что кажется, вот-вот сядем на мель. Однако эхолот показывает глубину в 15 метров. Камни и осыпи здесь уходят под воду почти вертикально.

Участок длиной меньше десяти километров мы преодолеваем за четыре часа.

Испытание пройдено

На Большом пороге Подкаменной Тунгуски понимаешь, что такое настоящая сила реки. Преодоление таких препятствий — высший пилотаж для капитана и серьезное испытание для судовых механизмов. Двигатели почти все это время работают на пределе. Говорят, тот, кто прошел Подкаменную, получает такой опыт, что потом может ходить по всему бассейну Енисея.

Наступает затишье. Пройдя порог, Подкаменная Тунгуска успокаивается, течение становится плавным и размеренным. Вода гладкая, как озерная.

Посмотрите на берега. Как эффектно они обрываются в воду. Создается впечатление, что река, как ножом, срезает края холмов.

И это не отдельные утесы — подобный скалистый ландшафт сопровождает реку почти на всем протяжении до Байкита.

Здесь негде даже причалить на лодке, не говоря уже о том, чтобы построить поселок. Такой рельеф делает сухопутные передвижения практически невозможными. Путешествовать в этих краях можно только по воде или по воздуху.

Продолжение следует

Все посты о путешествии по Подкаменной будут в этой подборке на моей странице. Или подпишитесь на профиль @Tokarevs, чтобы ничего не пропустить.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Проходим Большой порог на Подкаменной Тунгуске. Буксир и Сухогруз идут в связке. 3 тысячи лошадей - река закипает.