Предыдущая часть истории здесь. Мы поднялись на Подкаменную Тунгуску в 300 километрах от устья. Еще одна остановка. Сухогрузы бросают якорь и выключают двигатели. Перед большим порогом. Его нельзя проходить ночью, это опасно. Мы тоже не можем в него залезть с грузом самостоятельно, хотя у сухогруза нашей модели самые мощные двигатели в серии - две штуки по 550 л/с. Вот почему мы будем стоять до рассвета.
Чуть позже подошли и другие сухогрузы — «Кострома», «Караганда», «Талнах». Но буксиры, которые перевезут корабли, не прибывают до рассвета.
Механизм прохождения порогов таков: толкачи поднимают свои баржи на пороги, ставят их на якорь, затем возвращаются и буксируют все остальные самоходки. Когда всех раскусили, караван снова берут у следующего порога, и там все повторяется.
Наш сухогруз лидирует, нас обгоняет только танкер «Александр Печеник». Это хорошо, так что утром они поведут нас в числе первых.
Вид на картинке стал теплее, но это обманчивое впечатление. Ветер еще холодный. Я не хочу снова выходить на палубу. В лесу лежит снег, а на березах не видно даже обломанных листьев. Однако из-за большого количества елей виды немного летние. Это 24 мая.
Ночь ясная и холодная.
Утром просыпаюсь под рев двигателей. Наш корабль снимается с якоря. Я беру камеру и несусь к рубке. Ночью прибыли буксиры и на рассвете начинают перебрасывать сухогрузы через большой порог.
Обратите внимание: Кибира: город гладиаторов, воинов и быстрых лошадей. Уникальные античные руины недалеко от Антальи, про которые мало кто знает.
Буксир «Капитан Угрюмов» идет впереди и бросает нам трос.В связи с чем, мы перенесем ближайшие несколько часов.
Большой Порог на Подкаменной - самый сложный для судоходства участок со стороны лимана - поселок Байкит. Река в районе порога течет в глубоком каньоне. Ширина русла уменьшается, а скорость течения достигает 14-16 км/ч. Можно даже визуально увидеть разницу в уровне воды.
Кучей начинаем двигаться, стараясь держаться поближе к берегу. Здесь еще можно как-то двигаться, в середине течение такое, что даже на буксире с четырьмя двигателями не получится.
Но когда река поворачивает, приходится переходить с одного берега на другой и пересекать центр. В этот момент вы чувствуете всю мощь воды. Большие тягачи и балкеры под напором течения выбрасываются волнами, словно бумажные кораблики.
Река кипит.
Корабли прижимаются к берегу, и кажется, что вы можете сесть на мель. Но сонар показывает глубину 15 метров. Камни или отвалы курумника в этом месте уходят в воду под очень крутым углом.
На участке менее десяти километров мы идем четыре часа.
На великом пороге Подкаменной Тунгуски чувствуется вся мощь реки. Преодоление таких порогов требует от капитанов особого мастерства. Это тоже испытание для механиков — почти весь набор высоты двигатели работают на максимуме. Говорят, Подкаменная дает массу впечатлений, после которых можно смело ходить по всей бассейне Енисея.
Тихое время. За порогом Подкаменная Тунгуска временно затихает, течет тихо и размеренно. Поверхность воды похожа на озеро.
Обратите внимание на побережье. Как здорово они идут в воде. Ощущение, что река срезает края холмов.
И это не изолированные горы - такая береговая линия почти на всем протяжении реки до поселка Байкит.
Здесь негде приземлить лодку, что уж говорить о деревнях и городах. Такой рельеф делает невозможным передвижение по суше. Передвигаться в этих краях можно только по воде или воздуху.
Продолжение следует
Все посты о путешествии по Подкаменной будут в этой подборке на моей странице. Или подпишитесь на профиль @Tokarevs, чтобы ничего не пропустить.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Проходим Большой порог на Подкаменной Тунгуске. Буксир и Сухогруз идут в связке. 3 тысячи лошадей - река закипает.