Еще раньше я наткнулся на отметку об этом тоннеле на карте Викимапии, где указывалось, что его назначение остается загадкой, а расположен он рядом со старым неопознанным причалом, способным принимать крупные пароходы.
Личное знакомство с загадкой
И вот я стою прямо в центре этой холодной бетонной трубы, оглядываюсь в обе стороны и пытаюсь разгадать, для чего же было построено это сооружение. Конечно, куда романтичнее было бы представить себе секретный бункер или убежище на случай апокалипсиса, но, судя по всему, реальность куда прозаичнее.
Дорога к тайне
Добраться сюда на нашем «УАЗике» было несложно. Через весь полуостров тянется широкая и довольно укатанная дорога, припорошенная снегом, который для нашей машины не стал серьезным препятствием.
Сам причал с туннелем находится на полуострове Ууксалоняя, недалеко от поселка Уукса в карельском Питкярантском районе. Мы заночевали поблизости, и утром нашей главной целью был именно этот объект. Оказавшись на причале, мы первым делом увидели бескрайнюю ледяную гладь залива.
Этот залив, скованный льдом, представлял собой разительный контраст с открытым берегом Ладоги, где мы провели предыдущую ночь. Там вода была чистой, и лишь у самого берега в прибое плавали льдины, а камни покрылись изморозью.
Ледяное дыхание Ладоги
Здесь же дул сильный, пронизывающий ветер. Он был настолько холодным, что стоило мне заглушить двигатель и выключить печку, как стекла машины почти мгновенно запотели, а затем и покрылись инеем. Чистое безоблачное небо и яркое солнце лишь подчеркивали этот мороз.
Сам причал — это обычный бетонный пирс, словно продолжение дороги, уходящее в воду. Перед ним — несколько покосившихся бетонных тумб, служивших, видимо, для швартовки.
Не знаю точного названия такой конструкции, но подобные причалы часто встречаются в небольших портах или у шлюзов. Наверное, строить капитальную стенку сложно и дорого, а вот такие отдельно стоящие тумбы можно установить на достаточной глубине, чтобы к ним могли подходить даже крупные сухогрузы.
Освежев на ветру, мы отправились к главной цели — туннелю, который отсюда выглядел просто грудой бетонных плит, затерявшихся среди сугробов и кустов.
Обманчивый вид
Подойдя ближе, я сначала разочаровался: «Какой же это туннель?» — подумал я. Просто пара невзрачных бетонных коробок, частично вросших в земляной вал.
Но стоило пробраться сквозь заросли, как открылась истинная картина: это был полноценный тоннель, уходящий под насыпь. Его противоположный конец открывался уже в совершенно другом месте, где среди снега виднелись молодые сосны.
Мы, конечно же, не удержались и зашли внутрь, чтобы пройти его насквозь, строя по пути самые разные догадки о назначении этого места. Сразу скажу, что позже я пытался найти какую-либо информацию об этом объекте, но безуспешно. Никаких упоминаний. Возможно, я искал не там, но данных ни о причалах, ни о погрузочных терминалах в Уксунлахти мне обнаружить не удалось.
Озарение под бетонным сводом
Я остановился под одним из окон в потолке тоннеля и посмотрел вверх, на голубое небо и ветки сосен, видневшиеся в этом идеальном прямоугольнике. Такие окна встречались примерно каждые 10 метров на всем протяжении конструкции длиной около 130 метров. На спутниковых снимках это место выглядит как большая расчищенная площадка, а тоннель ведет от нее прямиком к причалу. Именно тогда у меня и сложилась версия.
Скорее всего, внутри тоннеля планировалось установить конвейерную ленту. Через эти самые окна, возможно, с помощью кранов, сверху должен был подаваться какой-то сыпучий материал (песок, щебень), который бы транспортировался прямо к причалу для погрузки на суда. А большая площадка рядом, вероятно, предназначалась для складирования.
Конечно, это лишь мои предположения. Но промышленное назначение объекта у меня сомнений не вызывало. Судя по обилию карьеров в этом районе, он явно был связан с добычей и отгрузкой песка или подобных материалов.
Красота в простоте
Да, никаких ядерных тайн или секретных баз. Тем не менее, место оказалось невероятно интересным и живописным. Сам тоннель смотрится очень футуристично, особенно зимой, когда здесь ни души. Летом же, судя по многочисленным кострищам и следам, которые проглядывали из-под снега, сюда наведывается немало туристов.
