Неожиданное сходство: как анфиладная планировка объединяет Зимний дворец и хрущёвки

На первый взгляд кажется, что у величественного Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и скромных хрущёвок, которые можно встретить в любом постсоветском городе, не может быть ничего общего. Однако я недавно осознала, что между ними существует прямая связь. Просто в одном случае это было продиктовано архитектурными традициями эпохи, а в другом — стало результатом типового, не всегда продуманного проектирования.

Архитектурное наследие Растрелли

Зимний дворец, который мы знаем сегодня, был возведён знаменитым зодчим Бартоломео Франческо Растрелли в период с 1754 по 1762 год. Это уже далеко не первая зимняя резиденция российских монархов. Его фасад, выполненный в пышном стиле барокко, стал одним из символов Северной столицы. Сегодня в этих стенах размещается всемирно известный музей — Эрмитаж.

Поскольку это музей, попасть внутрь и оценить его убранство может каждый. Вспомните своё посещение: вы поднимаетесь по роскошной парадной лестнице, проходите через огромные залы, но если углубиться дальше, то обнаруживаете множество небольших помещений, расположенных друг за другом. Такая компоновка называется анфиладной: чтобы попасть в одну комнату, нужно пройти через предыдущую, а не из общего коридора.

Планировка как отражение эпохи

Стоит отметить, что анфиладная планировка была характерна не только для Зимнего дворца, но и для большинства зданий, построенных в XVIII — первой половине XIX века. Просто дворец — самый яркий и доступный пример. Художественное подтверждение этому можно найти, например, на картине Ф.П. Толстого «Семейный портрет» (1830), где хорошо видна череда смежных комнат.

Дело в том, что идея изолированных комнат с отдельными входами из коридора стала массово воплощаться лишь во второй половине XIX века. До этого людям просто не приходило в голову создавать приватные пространства внутри дома. Не было внутренней потребности в таком уединении — другие времена, другие представления о личном комфорте.

От дворцов к панельным домам

Но то, что считалось нормой в эпоху аристократии, в XX веке превратилось в один из главных недостатков массового жилья. Ведь что такое анфиладность в контексте хрущёвок? Это те самые пресловутые «проходные» комнаты, которые критикуют все жильцы! Они не дают ощущения приватности и комфорта современному человеку, вынужденному постоянно быть на виду у домочадцев.

Таким образом, неожиданная общая черта между историческим шедевром и типовой застройкой советской эпохи была найдена. И заключается она именно в принципе расположения помещений — анфиладной планировке, которая из архитектурной традиции превратилась в проблему для миллионов людей.