Кубань – также называемая житницей России и столицей российского туризма, миллионы людей ежегодно приезжают отдохнуть на берегу Черного моря. Однако так было не всегда. Императрица Екатерина II была дальновидным стратегом и стала насильно активно заселять землю казаками. Их миссией была защита береговой линии. Они селились неохотно и не чувствовали себя мирными жителями на своей земле. А казаков, привыкших к степям, чрезвычайно угнетали горы, климат, благоприятный для различных болезней. Все изменилось только тогда, когда разрешили селиться иностранцам.
Но сейчас мы говорим немного о другом. И о двух трассах, сыгравших важную роль в истории: М4 «Дон» от Новороссийска до Сухума и от Ростова до Жубуги. Начался приход царской России, и в последующие десятилетия велась упорная борьба с местными горцами. Это, а также полное отсутствие дорог были препятствиями на пути развития. С тех пор строительство дорог стало необходимым для обеспечения свободного передвижения к новым населенным пунктам и плодородным землям. Их разделили на две категории. Первый был нужен для соединения с береговой линией, а второй уходил глубже.
Дорога к морю в сторону Зубги почти полностью повторяет маршрут, по которому рабов везли в Геленджик, где находился один из крупнейших невольничьих рынков Османской империи. Поэтому скульптура «Белая невеста», установленная в центре городской набережной, является символом грусти и печали. Здесь проданные в рабство девушки навсегда прощались со своими семьями и друзьями и отправлялись в турецкие гаремы.
До продажи девушки жили в бараках, напоминающих коровники. Черкешенка ценилась выше всего. Платили им 200-800 серебряных монет, но уже на турецкой земле стоимость составила 1500 серебряных монет. Но не только девушки, еще выше ценились сильные и высокие мужчины. А основными поставщиками рабов были черкесы. Примечательно, что, в отличие от царских землевладельцев, они сами никогда не владели рабами. Сами казаки не отнеслись к этому легкомысленно. Ежегодно с Кавказа вывозилось до 4000 человек. А бедные черкесы радовались, когда родилась девочка, так как ее можно было продать подороже. Однако это делалось нелегко, и была надежда, что девушки, воспитанные в послушании, получат особое расположение и укрепят связи со своими турецкими родственниками.
С приходом царской власти на Кубани на корабли начали охотиться. Если бы они внезапно захватили корабль и на борту оказались русские, весь экипаж оказался бы в ловушке в трюме, и корабль затонул бы. Из-за этого белых красавиц во время погонь часто выбрасывали за борт. Но это тоже не остановило. Чтобы держаться подальше от русских крепостей, предприимчивые шапсуги вместо маяков разводили в горах костры. Когда корабль достиг берега, прозвучало несколько выстрелов. После разгрузки корабль либо временно затонул, либо был замаскирован ветками деревьев и доставлен на берег. Бизнес был очень прибыльным. Даже если приходил 1 из 10 человек, понесенные убытки полностью окупались. Трех-четырех таких полетов было достаточно, чтобы сделать жизнь совершенно роскошной до самой старости.
Примечательно, что когда работорговля практически исчезла, американцы решили вмешаться и организовали диверсионные операции по оккупации Кавказа. И мало того, они используют турок как обычное пушечное мясо. Но все быстро отменили, и планы развалились. На самом деле, как показывает история, своих планов они не изменили. Это ужасное ремесло полностью прекратило свое существование в 60-е годы!
Вторая крупная транспортная артерия — Сухумская скоростная автомагистраль. Начало освоения региона было связано с началом строительства автодороги Новороссийск-Сухум. 19 февраля 1892 года. Затем командир противоборствующей бригады в Сухумском районе высаживает на катере 50 человек, каждому из которых выделяется свой пост в определенном районе и обеспечивается техникой.
Обратите внимание: Обзор Люкса от ржд. Поезд Кубань Премиум № 030с Новороссийск - Москва.
Их зарплата составляла один рубль в день, а за еду они должны были платить сами. Их работа заключалась в раскручивании полотна.через три дня в Новороссийск прибыл генерал Аенков, вошедший в историю как организатор строительства Каспийской железной дороги. Его рекорд до сих пор не побит – 8 км за день в условиях пустыни! Это было первое название – Анненковское шоссе. Однако строительство некоторых участков началось гораздо раньше.
Это было спровоцировано катастрофой. Сильная засуха оставила без урожая 17 штатов. В стране свирепствовал голод. Екатерина не придумала лучшего способа, как послать крестьян с раздачей хлеба на различные освоения новых земель и проектов, но многие крестьяне бросились на строительство в надежде заработать хорошие деньги. Ожидается, что с начала строительства и в течение всего периода строительства количество транспортных средств составит около 90 000. Именно поэтому эта дорога получила свое второе название: «Голодное шоссе».
Строительство длилось долго, было сложным и чревато нарушениями, мошенничеством и воровством. Инструментов не было, а обломки представляли собой просто груду обломков. А тропа была проложена киркой, которой вырезали камни. Офицеры обеспечивали порядок. Каждый офицер имел под своим командованием от 2000 до 4000 человек. Они вели индивидуальный учет, участвовали в строительстве, одевали и кормили, судили и наказывали. И несмотря на такую огромную ответственность, порядок был 100-процентный. На месте также была построена пекарня, где пекли хлеб, готовили еду и забивали скот. Здесь уже получали государственные пособия по шесть рублей в месяц. Но они не заплатили. Затем они вычли сумму, потраченную на одежду и еду, и отправили ее своим родственникам. Принужденные к нечеловеческой работе в 12 часов им выдали 1,5 фунта ржаного хлеба, 1 литр кваса и две луковицы, что составляло их дневной рацион.
Максим Горький работал на стройке под Пушадой, а затем вместе с другими уехал в Абхазию. Однажды по дороге одна из крестьянок начала рожать, поэтому ему пришлось родить ребенка. Это событие настолько потрясло будущего писателя, что позже он описал все произошедшие события в повести «Рождение человека".
К сожалению, ожидания фермеров не оправдались. Каторжный труд, низкая оплата труда, тяжелые заболевания без должной медицинской помощи и, как следствие, высокий уровень смертности привели к тому, что ее стали называть «Дорогой смерти» или «Дорогой чумы», а также «Тифозным перевалом» и многими другими страшными названиями. Наиболее распространенными заболеваниями были чума, брюшной тиф, сибирская язва и холера. Всего во время строительства дорог от болезней и голода умерло не менее 18 000 человек. Это только официально! Их похоронили прямо на обочине дороги.
После завершения строительства мост начал работать в 1900 году. В августе 1918 года Красная Армия двинулась от Новороссийска к Туапсе. Однако шоссе было круче. Асфальт появился только в 30-е годы. В 1970-е годы был даже проект запустить троллейбус из Новороссийска в Геленджик по образцу Ялты, но он так и остался теоретической идеей. Современные автомагистрали лишь частично копируют изношенные автомагистрали. Некоторые из них навсегда остались скрытыми в густых горных лесах, а остатки каменных мостов и других сооружений можно найти и сегодня.
После завершения строительства на Кубань стало переезжать огромное количество строителей, бизнесменов и торговцев. Стали развиваться виноградарство и сельское хозяйство, стали создаваться курорты. Даже сегодня эта живописная дорога не изменила ни одного своего негативного значения и называется «дорогой смерти». На шоссе нет ни мили, где бы не произошло автомобильной аварии с трагическим исходом. Он считается одним из самых сложных, благодаря горному серпантину и практически идеальному полотну. Но именно вся ее красота дала ей то же имя, что и другим оттенкам «Дороги к счастью". [моя]ДорогаКубаньДлинный Столб 8
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Новороссийск - Сухум.