Два часа без туалета в поезде: личный опыт и абсурд санитарных зон

С наступлением лета РЖД, как обычно, достает из запасников старые вагоны и ставит их в дополнительные составы. И тут все, кто успел подзабыть, снова вспоминают это волшебное понятие – «санитарная зона». Но что делать, если вместо обещанных 30 минут ты оказываешься в этой зоне целых два часа? Лично для меня это превратилось в настоящее испытание.

В чем суть проблемы с туалетами

К сожалению, в российских поездах до сих пор эксплуатируется огромное количество вагонов с так называемыми гравитационными туалетами. Их особенность в том, что все отходы жизнедеятельности пассажиров попросту сбрасываются прямо на железнодорожные пути.

Согласно отчету Федеральной пассажирской компании, на конец 2018 года современными биотуалетами не было оборудовано около 40% всего подвижного состава. И эта цифра, уверен, до сих пор не сильно изменилась.

Чтобы избежать антисанитарии на путях в черте крупных городов и станций, были введены эти самые санитарные зоны, во время которых пользоваться туалетом запрещено.

Однако логика их организации кажется мне совершенно абсурдной. Вместо того чтобы закрывать туалеты на конкретных, потенциально проблемных участках пути, РЖД устанавливает временные интервалы – например, запрещает пользоваться за полчаса до прибытия на определенную станцию. Это создает огромные неудобства для пассажиров.

Мой личный опыт: два часа в ловушке

Но история, которую я хочу рассказать, произошедшая со мной в поезде №373 «Махачкала – Астрахань», переплюнула все мои предыдущие представления о неудобствах.

График санитарных зон в этом составе был составлен следующим образом: целый час после отправления из Махачкалы, затем полчаса до станции Кизилюрт, стоянка там и еще полчаса после отправления оттуда. В сумме туалет был недоступен целых два часа, учитывая, что путь от Махачкалы до Кизилюрта занимает как раз около часа.

От полного позора меня спасло лишь стечение обстоятельств: я ехал один в купе, и у меня с собой оказалась пластиковая бутылка.

«Пришлось срочно искать альтернативные способы справить нужду. Мне трижды повезло: позывы были несильными, я был в купе один, и у меня была та самая бутылка. Но был и отягощающий фактор – в бутылке было пиво. Впервые в жизни я столкнулся с дилеммой: нужно было как можно быстрее выпить его, чтобы освободить тару. Осознавая всю комичность и унизительность ситуации, я начал пить. Сделав то, что было задумано, я откинулся на сиденье и с ужасом подумал: а что бы в такой ситуации делала женщина? О пассажирах плацкартного вагона я даже думать не хотел», – так я описал свои ощущения тогда.

Завершая свой рассказ, я бы хотел обратиться к главе РЖД Олегу Белозерову. Как он сам оценивает уровень сервиса в поездах своей компании и его соответствие заявленным тарифам?

«Буду благодарен, если у руководства РЖД вдруг есть какие-то лайфхаки для пассажиров. Например, идея возить с собой воронку, ведь горлышко у бутылки узкое. По крайней мере, для меня этот вопрос сейчас очень актуален», – вот мое заключение.

Реакция общества: от поддержки до обвинений

Большинство людей, комментировавших мою историю, меня поддержали, однако нашлись и те, кто встал на сторону железнодорожной компании.

«У каждого пассажира есть выбор – как и на чем ехать. Если хочешь билет за три копейки, то и сервис получишь соответствующий. Правила работы туалетов всем давно известны. При покупке билета указано, с биотуалетом вагон или без. Если без – ищи в соседних вагонах био, а если поезд старый – терпи. Как раньше люди ездили и не ныли?» – написал один из пользователей по имени Михаил.

Ему справедливо возразили, что у многих пассажиров просто нет выбора. Часто билеты есть только в определенный вагон, а ехать нужно обязательно.

Впрочем, мои два часа – это еще не рекорд. Несколько лет назад курсировал беспересадочный вагон «Санкт-Петербург – Себеж», который более трех часов стоял на станции Новосокольники. В те времена биотуалеты были редкостью, и, естественно, все время стоянки туалет был закрыт. Правда, там отчаявшиеся пассажиры хотя бы могли сбегать на вокзал...