В последнее время в интернете активно обсуждают тему подорожания билетов в плацкартных вагонах российских поездов. Некоторые издания даже заявляют о почти двукратном увеличении стоимости. Давайте вместе разберемся, что на самом деле происходит с ценами и где здесь правда.
«Рост цен на 100%» — что пишут в СМИ
В конце мая издание «Известия» опубликовало материал под заголовком «Отпускник платит дважды: летние поездки в плацкарте резко подорожали». В статье утверждалось, что стоимость билетов на летние месяцы выросла на 65–100%.
Авторы ссылались на обращение Общероссийского объединения пассажиров в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность такого скачка цен.
«Самый значительный рост в июне-июле 2019 года по сравнению с маем зафиксирован на направлениях Москва–Калининград (+100%, 4021 рубль), Москва–Адлер (+97%, 4143 рубля) и Новосибирск–Томск (+93%, 1507 рублей). Меньше всего подорожал проезд из столицы в Санкт-Петербург, Смоленск и Псков. Но и там увеличение оказалось существенным — на 65–68%», — цитировали «Известия».
Как на самом деле работают сезонные изменения цен
После публикации эту информацию быстро подхватили другие СМИ, что вызвало волну беспокойства среди пассажиров. Многие стали писать в наш блог с вопросами и просьбами объяснить ситуацию.
«Объясните, пожалуйста, неужели РЖД и правда под шумок подняли стоимость проезда», — спрашивает, например, Елена Фролова из Подмосковья.
Давайте разберемся по порядку, что же происходит на самом деле.
Опытные путешественники знают, что уже много лет тарифы на проезд в плацкартных вагонах ежегодно индексируются с 1 января. Эту индексацию проводит не РЖД, а государство, обычно на уровне инфляции.
Кроме того, у РЖД существует система гибкого ценообразования с использованием сезонных коэффициентов. Именно из-за них в определенные периоды билеты становятся дороже, а в другие — дешевле.
Вот фрагмент такого графика коэффициентов:
Представим, что базовый тариф между станциями А и Б составляет 1000 рублей. С 11 марта по 25 апреля действует коэффициент 0,88, значит, билет будет стоить 880 рублей. А по акции, которая проходила в тот период, верхнюю боковую полку можно было купить со скидкой 40%, то есть всего за 530 рублей.
А вот с 14 июня по 1 сентября коэффициент уже 1,2. Тот же билет будет стоить 1200 рублей, и никаких акций в этот период нет. Вот и получается, что если сравнивать цену верхней боковой полки в 530 рублей и в 1200 рублей, разница действительно превышает 120%.
Так произошло ли реальное подорожание?
Вопрос о том, подорожали ли билеты на самом деле, довольно спорный. Лично я считаю, что формально — нет. Правила игры были установлены РЖД заранее и не меняются уже более десяти лет.
Я понимаю пассажиров, которые не в курсе всех этих нюансов. Им действительно может показаться, что цены резко выросли, ведь «месяц назад я ехал за 530 рублей, а теперь ту же полку продают за 1200». Но тогда после 1 октября, когда коэффициент снизится до 0,9, те же пассажиры должны будут с таким же удивлением констатировать снижение цен.
И, наконец, главный вопрос: зачем РЖД вообще вводит эти коэффициенты? Во-первых, это способ увеличить доходы в периоды повышенного спроса — летом и в праздники. Во-вторых, таким образом железнодорожники стимулируют пассажиров путешествовать в менее загруженные периоды, когда билеты дешевле.
Мне кажется, что к РЖД можно предъявлять много претензий по ценообразованию в купейных вагонах, но в плацкарте система довольно прозрачна и предсказуема.
Кому могут быть выгодны такие слухи?
Пресс-служба РЖД, которая редко комментирует подобные публикации, на этот раз высказалась довольно резко.
«Считаем сравнение стоимости билетов во время акций с полным тарифом, которое было сделано некоторыми экспертами, — некорректным, предвзятым и вводящим в заблуждение наших клиентов — пассажиров», — говорится в сообщении на сайте перевозчика.
Есть и другая версия, которую высказал телеграм-канал Vgudok: публикация о росте цен и жесткий ответ РЖД — это элементы информационной войны.
Дело в том, что РЖД борется с монополизмом энергокомпании «Русэнергосбыт», принадлежащей бизнесмену Григорию Березкину. Естественно, Березкину это не нравится, поэтому вброс информации о подорожании билетов мог быть инициирован через подконтрольные ему издания.
Знаете, я редко встаю на защиту РЖД, но в данном случае мне кажется, что некоторые СМИ играют нечестно, сознательно вводя в заблуждение читателей-пассажиров.
