От археологической сенсации до мифа об инопланетянине: как крышка саркофага майя стала «космическим кораблём»

История с гробницей правителя майя — прекрасный пример того, как при желании можно увидеть в древнем артефакте подтверждение самых фантастических идей. Речь идёт о знаменитой крышке саркофага царя Кинич Джанааб Пакала, на которой некоторые исследователи-энтузиасты разглядели… космический корабль. Как же сложилась эта удивительная история?

Крышка саркофага короля майя по имени Кинич Джанааб Пакал

Пакал, правитель древнего города Паленке, умер в 683 году нашей эры. Его погребение в так называемом «Храме Надписей» было обнаружено археологами лишь в середине XX века, в 1952 году. Сегодня учёные знают о нём довольно много — восстановлены подробности его жизни и правления, известны имена родственников. Для своего народа он, безусловно, был фигурой огромного масштаба. Умер он в глубокой старости, около 80 лет, и был погребён со всеми почестями, положенными великому правителю, в специально построенной пирамиде.

Храм Надписей в Мексике

Находка, достойная приключенческого романа

Открыл гробницу мексиканский археолог Альберто Рус в 1949 году. Его внимание привлекёл необычный пол в одном из храмов Паленке — он был сложен из массивных каменных плит. Одна из плит выделялась: по её краям были заметны отверстия, аккуратно заложенные камнями. Смелость исследователя была вознаграждена: под плитой оказался вход, ведущий вглубь пирамиды. Однако путь преграждал многометровый завал из щебня и обломков. Расчистка этого прохода заняла целых четыре года — с 1949 по 1952.

Схема "Храма надписей" с гробницей внутри и лестницей

В конце пути археологов ждала комната размером примерно 9 на 4 метра с высоким сводчатым потолком. В центре стоял монументальный каменный саркофаг, накрытый резной плитой. Стало ясно, что это погребение человека высочайшего статуса. Внутри обнаружили останки, усыпанные нефритовыми украшениями, а лицо покойного когда-то покрывала изумительная погребальная маска из нефрита и раковин, которую позже удалось восстановить.

Восстановленная погребальная маска Пакаля

Научная сенсация и рождение путаницы

Находка произвела эффект разорвавшейся бомбы. Сначала учёные не могли точно определить возраст погребённого, затем возникли противоречивые версии о его телосложении — то ли он был карликом, то ли гигантом. Надписи на саркофаге расшифровывали с трудом, выдвигая разные гипотезы. В конце концов, личность была установлена — это был Кинич Джанааб Пакал, чьё имя можно перевести как «Пылающий Цветочный Щит». Это открытие заставило археологов по-новому взглянуть на пирамиды майя: оказалось, что многие из них строились именно как усыпальницы для правителей.

Национальный парк Паленке - пирамид ещё много

Как царь майя «полетел в космос»

Пока учёные спорили, в массовой культуре родился миф: в гробнице похоронен инопланетянин. Почву для этого дала первоначальная путаница с интерпретацией останков и, главное, загадочное изображение на крышке саркофага. Его стали трактовать совершенно неожиданным образом: сидящая в своеобразном кресле фигура якобы упирается ногами в педали, руки лежат на панели управления, за спиной виден «двигатель», а сзади вырывается «реактивная струя» пламени. Всё вместе напоминало кабину космического корабля.

Одна из прорисовок изображения на крышке саркофага Пакаля

Сравнив черты лица на маске и на рисунке (особенно форму носа), сторонники теории решили, что это один и тот же человек. Так родилась идея, что правитель майя был либо пришельцем, либо их потомком. Говорят, первым эту гипотезу озвучил в 1968 году советский писатель-фантаст Александр Казанцев на страницах журнала «Техника — молодёжи». А широкую известность она получила благодаря книге швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем» (1971). С тех пор теория живёт своей жизнью, обрастая новыми подробностями.

Саркофаг Пакаля и крышка с обсуждаемым изображением

А что на самом деле?

Специалисты по культуре майя давно дали объяснение этому изображению, и оно не имеет ничего общего с космонавтикой. Если знать контекст, всё становится на свои места. То, что приняли за языки пламени из сопла, — типичный символ подземного мира. А «космический корабль» на самом деле — стилизованное изображение Мирового Древа, центра вселенной в мифологии майя. Прообразом этого древа была кукуруза (маис) — основа жизни для этого народа. Крышку саркофага следует рассматривать не горизонтально, а вертикально: на ней изображён царь, нисходящий по Мировому Древу в подземный мир, что полностью соответствует представлениям майя о загробном пути правителя. Так что это не космический полёт, а глубоко символичное путешествие в царство мёртвых.

Спасибо, что дочитали до конца! Если подобные темы Вам интересны, ставьте лайк или подписывайтесь на канал — это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!