Наверняка вы возразите, что невозможно ставить на одну чашу весов монументальную классику вроде «Властелина колец» и причудливые, почти джазовые импровизации «Хроник Амбера». Возможно, вы не согласитесь, если я попытаюсь сопоставить сюрреалистичные странствия Вечного Воителя Майкла Муркока с глубокой, вдумчивой магией «Волшебника Земноморья». И вы будете правы — эти произведения настолько разные, что прямое сравнение действительно теряет смысл. Однако я нашёл для себя способ, который помогает понять, какая книга трогает меня сильнее всего.
Мой личный критерий выбора
Я мысленно представляю себе такую ситуацию: злобные инопланетяне собираются стереть мне память и увезти на свою планету. Но в качестве жеста доброй воли они позволяют мне перед отлётом выбрать всего одну книгу в жанре фэнтези, которую я смогу взять с собой. То есть, пока мои воспоминания ещё со мной, я должен выбрать то произведение, которое мне меньше всего хотелось бы забыть. Какая история стоит того, чтобы остаться со мной навсегда?
Размышляя над этим вопросом, я пришёл к выводу, что самым глубоким, мудрым, эмоционально насыщенным и, что очень важно, целостным произведением фэнтези из всех, что я читал, является цикл Урсулы Ле Гуин о маге Геде и мире Земноморья.
Мастер слова и создатель миров
Урсула Ле Гуин, филолог по образованию, выпускница Гарварда и магистратуры Колумбийского университета, всегда вкладывала в свои книги невероятный гуманизм, тщательную проработку деталей и удивительное ощущение подлинности. Читая её, я порой ловил себя на мысли, что описанные ею миры реально существуют где-то, и она написала не сказку, а скорее историческую хронику, основанную на реальных событиях.
Уникальный мир архипелага
Земноморье (в оригинале — Earthsea) — это бескрайний океан, усеянный островами. Здесь нет огромных материков, зато есть и крупные, обжитые земли, и одинокие скалы, торчащие из водной пустыни.
На этих островах живут самые разные народы со своими языками, культурой и укладом жизни. И природа здесь столь же разнообразна: от сумрачных, окутанных туманами земель, напоминающих Исландию, до солнечных и тёплых уголков, похожих на Сицилию.
Магия как философия
Особого внимания заслуживает магическая система этого мира, построенная на Истинной Речи. Ле Гуин отошла от привычных «заклинаний» и «спецэффектов», создав нечто более фундаментальное. Здесь всё можно изменить, узнав истинное имя явления или предмета. Но чтобы это имя познать, нужно досконально понять саму суть вещи, все её грани и проявления. Поэтому маги Земноморья — это в первую очередь мудрецы и философы, а не просто «заклинатели» из голливудских блокбастеров.
История, которая живёт и меняется
Первая трилогия — «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана» и «На последнем берегу» — рассказывает историю жизни великого мага Геда, начиная с его юности, когда он был простым пастухом, и заканчивая... впрочем, не буду раскрывать все секреты.
Это долгая, трогательная сага о Свете и Тьме, Жизни и Смерти, Любви и Равновесии. Это история преображения и внутренней эволюции героя. Многочисленные приключения и загадки служат здесь не просто фоном, а становятся частью сложной философской ткани повествования, которое заставляет читателя заглянуть в собственную душу и увидеть, какие тени танцуют в её свете.
Интересно, как сама Ле Гуин говорила о книгах. Позволю себе привести её цитату и свой вольный перевод:
“The book itself is a curious artifact, not showy in its technology but complex and extremely efficient: a really neat little device, compact, often very pleasant to look at and handle, that can last decades, even centuries. It doesn't have to be plugged in, activated, or performed by a machine; all it needs is light, a human eye, and a human mind. It is not one of a kind, and it is not ephemeral. It lasts. It is reliable. If a book told you something when you were fifteen, it will tell it to you again when you're fifty, though you may understand it so differently that it seems you're reading a whole new book." U. Le Guin
(Книга — любопытный артефакт. Не самая продвинутая технология, но невероятно сложная и эффективная: изящное маленькое устройство, компактное, часто приятное на вид и ощупь, способное служить десятилетия и даже века. Ей не нужна розетка, активация или другой гаджет. Всё, что требуется для работы, — это свет, человеческий глаз и человеческий разум. Она не уникальна и не мимолётна. Она долговечна. На неё можно положиться. Если книга рассказала тебе что-то в пятнадцать, она повторит это в пятьдесят, хотя ты, возможно, поймёшь её настолько иначе, что покажется, будто читаешь совершенно новую книгу...)
Именно это и произошло с Земноморьем. Казалось, история завершена. Сама Ле Гуин десятилетиями не возвращалась в этот мир. Но, как она сама признавалась, когда она всё же заглянула в своё творение спустя годы, оказалось, что и там жизнь не стояла на месте. Прожитые годы позволили ей глубже, по-новому взглянуть на магию, жизнь и смерть и заново всё переосмыслить.
Спустя 18 лет после первой трилогии появился роман «Техану», который задал больше вопросов, чем дал ответов, и показал старых героев в неожиданном свете. А ещё через 11 лет вышел финальный роман цикла — «На иных ветрах», поставивший точку в этой грандиозной истории.
Признание и немного иронии
Примечательно, что Урсула Ле Гуин — многократный лауреат самых престижных премий в фантастике: «Хьюго» (6 раз) и «Небьюла» (7 раз). Однако в цикле о Земноморье награду получил лишь роман «Техану», который, по иронии, является не самостоятельным произведением, а скорее мостом между первой трилогией и финалом. Создаётся впечатление, что критики, наконец, спохватились, что упустили из виду столь значительный цикл, и поспешили вручить награду при первой же возможности.
В целом же, Урсула Ле Гуин — один из самых титулованных и уважаемых авторов в своём жанре. Из шести номинаций на «Небьюлу» она выиграла четыре. Так что, если вы цените качественное фэнтези и ещё не знакомы с её творчеством, я уверен, что цикл о Земноморье доставит вам огромное удовольствие. Это, без всяких сомнений, литература высочайшего класса.
Лучше один раз прочитать
Но хватит моих неуклюжих попыток передать её гений. Лучше один раз прочитать. Как сама писательница говорила: "But it is one thing to read about dragons and another to meet them" (Одно дело — читать о драконах, и совсем другое — встретить их).
Надеюсь, мы ещё встретимся на берегах Земноморья — я сам иногда там бываю. Всем попутного ветра и пусть на вашем пути встречаются сытые и мудрые драконы!
Волшебник Земноморья (первая трилогия)
На иных ветрах (четвёртый и пятый романы)
ПОДПИСАТЬСЯ | МОЙ INSTAGRAM | МОЙ YOUTUBE | МОЙ МЕССЕНДЖЕР
