Авиабаза Центральная Угловая: история и день открытых дверей одного из старейших авиаполков России

Я хочу рассказать вам об авиабазе Центральная Угловая, которая находится в городе Артём Приморского края. Сегодня здесь располагается 22-й Гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк ВВС России — одно из старейших авиационных подразделений страны.

История этого места началась в середине 1950-х годов, когда вместо старого аэродрома «Угловая Южная» была построена новая центральная авиабаза. Именно сюда перебазировался 22-й Гвардейский истребительный авиационный полк противовоздушной обороны СССР. Этот полк по праву считается одним из самых старых в истории советских и российских ВВС — он был сформирован ещё в 1945 году на базе 6-го истребительного авиаполка Тихоокеанского флота. А если копнуть глубже, то корни полка уходят в эпоху Гражданской войны.

Исторический путь полка

Всё началось в 1918 году в Москве, где были сформированы 3-й и 5-й авиаотряды Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, а годом позже — 17-й авиаотряд. Эти подразделения принимали активное участие в боях Гражданской войны, летая на самолётах «Вуазен», «Фарман», «Ньюпор» и «Сопвич». В 1922 году из этих отрядов была создана 1-я истребительная авиагруппа, которую в том же году переформировали в 4-ю Отдельную истребительную авиаэскадрилью, вручив ей Боевое Красное знамя.
В 1925 году эскадрилья получила на вооружение самолёты «Фоккер Д.XI» и была передислоцирована в Смоленск.
В 1936 году подразделение перебросили на Дальний Восток, на старый аэродром «Угловая». Спустя два года его преобразовали в 1-й истребительный авиационный полк (ИАП), а ещё через год — в 6-й ИАП ВВС Тихоокеанского флота.
После завершения боевых действий на Дальнем Востоке и разгрома Японии в 1945 году полк по приказу Наркома ВМФ сменил номер на 22-й и получил почётное звание «Гвардейский».
В 1957 году он вошёл в состав Отдельной Дальневосточной армии ПВО (позже — 11-я армия войск ПВО), а в 1968 году был награждён орденом Красного Знамени в честь своего 50-летия.

Как свидетельствуют источники, в 1960-х годах полк имел на вооружении две эскадрильи всепогодных истребителей-перехватчиков Су-9 и одну эскадрилью Як-25.

В 1976 году авиаполк перевооружился на многоцелевые истребители третьего поколения МиГ-23 различных модификаций, оснащённые крылом изменяемой стреловидности.

1990-е годы стали для аэродрома непростым периодом, но он выстоял. К концу 2000-х здесь базировалась 6989-я смешанная авиабаза ВВС ПВО, в состав которой входили 22-й гвардейский ИАП на многоцелевых всепогодных сверхзвуковых истребителях четвёртого поколения Су-27 различных модификаций и 530-й ИАП, переброшенный из Соколовки.

В начале 2010-х годов на аэродроме дислоцировались две эскадрильи Су-27 разных модификаций, эскадрилья истребителей поколения 4+ Су-30М2 и эскадрилья перехватчиков МиГ-31. С 2013 года авиагруппа была преобразована обратно в 22-й Гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк в составе 303-й Гвардейской Витебской дважды Краснознамённой ордена Суворова смешанной авиационной дивизии.

В 2016 году на авиабазу поступили первые два многоцелевых истребителя Су-35С поколения 4++, а также начался переход с МиГ-31 на их модернизированную версию — МиГ-31БМ.

Прогулка по авиабазе в день открытых дверей

Но хватит истории — давайте лучше прогуляемся по территории авиабазы в тот день, когда она открыла свои ворота для всех желающих.

Главный контрольно-пропускной пункт прикрыт огневыми точками СПС.

Гостей встречает информационный стенд со схемой аэродрома.

И различные палатки.

Рулёжная дорожка уходит вдаль.

На своих стоянках у арочных укрытий стоят боевые самолёты.

А мы направляемся к технике, выставленной для показа, мимо...

Кажется, это стартовый командный пункт (СКП).

Фонари огней взлётно-посадочной полосы.

ВПП имеет обозначение 03/21, её длина составляет 2450 метров, а ширина — 36 метров.

Над ней кружит пара истребителей.

Народу собралось довольно много.

Здесь автомобили моют колёса, чтобы не заносить грязь на взлётную полосу и рулёжные дорожки.

Заглублённый командно-диспетчерский пункт (КДП).

С небольшим бункером, встроенным в холм.

Жаль, что внутрь посторонних не пускают.

Арочные укрытия для МиГов окружены защитными периметрами.

Выставка авиационной и наземной техники

И вот мы на площадке, где выставлена разнообразная техника. И это не только самолёты и вертолёты.

Осмотримся сверху, встав на один из самолётов.

На площадке представлены различные «Сухие» и другие самолёты, в которых я не силён, так что, возможно, где-то ошибусь с обозначениями — заранее прошу прощения. :)

Скорее всего, это Су-35С.

Похоже, одна из модификаций Су-34.

Форсажная камера двигателя.

МиГ-31БМ.

Модернизированный противолодочный самолёт Ил-38Н.

Лётные комбинезоны.

Транспортно-боевой вертолёт Ка-29.

Ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор».

Многоцелевой вертолёт Ми-17.

Лёгкий многоцелевой вертолёт Eurocopter AS-350 B3.

Наземная техника и системы ПВО

А теперь перейдём к площадке с колёсной техникой.

Здесь собраны образцы техники войск противовоздушной обороны.

Радиолокационная станция всевысотного обнаружителя 96Л6Е.

Радиолокационная станция 39Н6 «Каста».

Пусковая установка зенитного ракетного комплекса С-400 или С-300 какой-то модификации. Уж простите, я не особо силён в этой теме.

Здесь же представлен и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С».

Комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-4».

Конечно, это далеко не всё, что было выставлено на аэродроме в тот день, но мой рассказ и так получился довольно объёмным.

И напоследок — вот такая новая пожарная машина. На этом всё.

Если вам понравился материал, ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу «ВКонтакте», делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч!