Поезд «Смена» ходил между Петербургом (Ленинградом) и Москвой, начиная с 1984 года. Его обслуживали проводники-студенты петербургского университета путей сообщения. С годами ФПК лишил поезд «лица» и превратил в обычную двухэтажку, которые заполняли китайцы. А теперь «Смена» и вовсе отменена.
«Говорят, здесь спокойнее»
Поезд №25/26 сообщением Ленинград – Москва получил название «Смена» в 1984 году. Это было не новое название для москвичей и ленинградцев. В столице выходил одноименный сайт, а в городе на Неве – газета. На зеленых вагонах написали слово «Смена» тем же шрифтов, что и на передовицах прессы.
Проводниками во всех без исключения вагонах стали студенты ЛИИЖТа (ныне ПГУПСа). Тогдашний ректор Евгений Яковлевич Красковский (1918 – 1993) убедил Министерство путей сообщение в необходимости создания поезда, на котором студенты могли бы практиковаться в выбранной специальности круглогодично, а не только во время летних каникул. По сути, это стал первый постоянно действующий отряд проводников. К двухтысячному рейсу поезду присвоили звание фирменного, это произошло в 1993 году.
Поезд имел разное расписание, но в основном время отправления и прибытия было на час раньше, чем у «Красной стрелы». «Смена» состояла из купейных вагонов и вагонов СВ. Проводники-студенты под опытным надзором наставников старались, так что уровень обслуживания соответствовал высокому званию «фирменного» поезда, хотя этот поезд никогда не был образцово-показательным. Но, как написали пассажиры на одном из форумов, «в нем была душа».
Поезд жил и развивался, пережив 1990-е. В 2004 году газета «Октябрьская магистраль» к 20-летию поезда писала:
Вот уже полтора года командиром отряда студентов-проводников является Сергей Семенов, в прошлом сам сменовец. По его мнению, планку отряд по-прежнему держит высоко. Причем не только в работе на фирменном поезде, но и в учебе. Со средним баллом ниже четверки в рейс ребят не пускают. Так что стараться приходится изо всех сил.
Оказывается, проводники не могут без жизни на колесах так же, как моряки без морских просторов. Ну, казалось бы, понятно, когда об этом говорит Алексей Иванович Богомолов, нынешний начальник поезда, почти двадцать лет проведший в пути! А вот то, что такая жизнь завораживает молодежь, это любопытно. Тем не менее большинство из них с нетерпением ждут своей очереди вновь стать гостеприимным хозяином или хозяйкой вагона и отправиться в рейс.
Чтобы подтвердить востребованность поезда, газета отмечала, что его все чаще выбирают знаменитости.
Со временем престиж поезда становился все выше, и теперь даже те, кто обычно являются пассажирами знаменитых «первого», «третьего» и «пятого», нередко предпочитают «Смену». Артисты и музыканты – так уж точно. Говорят, спокойнее здесь. И Пахмутова с Добронравовым этим поездом ездят, и Асадуллин, и «Иванушки-интернешнл», и группа «Сплин», и Макаревич, будучи ведущим «Смака», солянку в исполнении повара вагона-ресторана душевной назвал... Михаил Боярский запись в книге жалоб и предложений оставил: «Я чувствую себя здесь как дома. Вокруг милые, добрые люди. Ехал бы и ехал, но, увы, ждет работа. Слава богу, я к вам скоро вернусь!» И ведь действительно возвращаются.
Новые вагоны и новое название
В 2007 году поезд начал получать новые вагоны, которые стали красить в ливрею в синих тонах.
А в 2009 году в РЖД приняли странное решение добавить к слову «Смена» в названии поезда еще и имя первого руководителя Петербургского университета путей сообщения Августина Бетанкура. Теперь поезд стал называться «Смена — А. Бетанкур». На вагоне приписали второе слово.
Со временем количество поездов, в том числе фирменных, между Москвой и Петербургом росло, и на зиму в состав поезда стали включать плацкартные вагоны. Но это был фирменных плацкарт с удобным расписанием, хорошим комфортом с точки зрения вентиляции и температуры в вагоне и застеленными верхними полками. Постепенно студенческая бригада стала чередоваться со взрослой. В «нулевых» проводники «Смены» оказываются в числе частных участников и победили конкурсов профессионального мастерства РЖД.
В начале 2010-х в РЖД приняли решение отказаться от фирменных окрасок составов. Якобы так проще тасовать вагоны. «Смена» постепенно превратилась в заурядный серый состав.
К 2013 году это все еще был популярный поезд. Вот, что о нем рассказывал начальник одного из составов «Смены» Алексей Богомолов (цитата по газете «Гудок»):
У нас очень сплоченный коллектив, текучесть кадров отсутствует. Средний возраст в бригаде – 45 лет, многие посвятили своей профессии не одно десятилетие жизни. Есть просто замечательные асы – Александр Калиничев, Татьяна Романчук, Елена Дунаева. Пассажиры наш поезд любят. Несмотря на конкуренцию, которую составил поездам дальнего следования высокоскоростной «Сапсан», средняя пассажиронаселённость «Смены» держится на уровне 90%. И это действительно удобно: сесть в вагон в 23.00 и выйти на конечной станции в 8 утра, хорошо выспавшись в пути.
Я сам в те годы неоднократно ездил «Сменой» выбирая один и тот же 13-й вагон. Во взрослой бригаде там работала женщина предпенсионного возраста, которая всегда прекрасно следила за состояние вагона, атмосферы в нем, и вообще была эталонным проводником фирменного поезда.
Приятно было, что с утра к пассажирам обращался начальник поезда. «Доброе утро, уважаемые пассажиры. Наш поезд следует согласно графика и уже через 30 минут прибудет на Ленинградский вокзал города Москвы».
Закат «Смены»
В середине 2010-х уровень поезда начал падать. В состав стали попадать «не родные» вагоны «Смены», а более старого модельного ряда. В Сети можно найти такие отзывы (2016 год):
«Первое впечатление создает ощущение запустения, мрака и отсутствия статуса фирменности. Под одной из нижних полок был обнаружен наматрасник, набитый неизвестным содержимым. Чуть позже, когда залезла к себе наверх. обнаружила, что в кондей аккуратно запихано полотенечко. Видимо, кто-то сильно мерз. Обычные бежевые шторки на палочке, обычная серая скатерть, обычное грубое РЖДшное белье. Чистота вагона: без изысков.
Лазить с тряпкой я не стала, но туалет меня уничтожил напрочь. Жидкое мыло было, а воды – нет! Раковина насквозь проржавевшая, а утром – подающая признаки засоренности. Качество обслуживания поездной бригады: ничем не отличается от обыкновенных проводников».
В 2017 году в поезд ненадолго поставили вагоны риц – это новые вагоны на 32 места, произведенные Тверским заводом вместе с компанией Siemens, a с конца того же года «Смена. А.Бетанкур» стала двухэтажным составом. Ее обслуживание передали в Москву и от идеи поезда, который обслуживают студенты, осталось только название. И номер.
Поезд стал популярен у китайских туристов, для которых турфирмы выкупали целые вагоны. Я несколько раз ездил на этом поезде в двухэтажном исполнении. Включенное в стоимость питание свелось к выдаче бутылки воды и тульского пряника. Постепенно люди, ценящий комфорт, ушли на другие поезда.
С начала апреля 2020 года поезд отменен в связи с падением пассажиропотока. Когда и в каком виде он будет возобновлен, неизвестно.