Неожиданная история стеклоочистителей: от женского изобретения до гигантской техники

Хочу поделиться с вами историей, которая началась с моей обычной рутины. Я, как и многие автовладельцы, меняю щётки стеклоочистителей практически каждый сезон. Редко какая резинка выдерживает больше двух лет — её губит и летящая с дороги грязь, и резкие перепады температуры, а зимой и вовсе можно случайно повредить её скребком, если она примерзла. В общем, срок службы у них недолог.

Однажды, после очередной замены, мне стало интересно: а откуда вообще взялась эта, казалось бы, простая, но такая необходимая вещь? Кто её придумал? Погрузившись в историю, я сделал удивительное открытие.

Изобретение, которое не оценили

Оказывается, первую в мире рабочую систему для очистки стёкол транспортных средств изобрела женщина по имени Мэри Андерсон. Это случилось в США, и 10 ноября 1903 года она официально получила патент за номером 743801. История гласит, что идея посетила её в холодный ненастный день, когда она ехала в трамвае. Водителю приходилось каждые несколько минут останавливаться, открывать окно и вручную счищать с лобового стекла снег и наледь, впуская в салон ледяной воздух. Именно тогда Мэри и придумала механизм с внешней щёткой, управляемой рычажком из салона. Парадоксально, но, осознав ценность своего изобретения, Андерсон не смогла его продать — одна из канадских компаний ответила ей отказом, заявив, что это никому не нужно. Время шло, патент истёк, и идею подхватили другие, но первенство осталось за ней.

Как выглядят «дворники» на разной технике

Эта история меня так увлекла, что я решил заглянуть в свой архив фотографий и посмотреть, как же выглядят стеклоочистители на другой, порой самой неожиданной технике.

Вот, например, как выглядят эти устройства на гигантском карьерном самосвале БЕЛАЗ.

А так — на мощном тракторе «Кировец».

Интересно, что на некоторой спецтехнике, вроде ранних версий комбайна «НИВА-5м», стеклоочистителей не было вовсе.

А вот так выглядит «дворник» на вездеходе ГАЗ-71 (ГТ-СМ).

На массивной путевой машине БАТ-2 их целых два.

А что в небе?

С авиацией всё не так просто. На скоростных истребителях, таких как МиГ, классических дворников нет — при огромных скоростях их просто сорвало бы. Там используется система подогрева фонаря кабины.

А вот на легендарном тихоходном биплане Ан-2 «Кукурузнике» установлен своеобразный скребок для удаления наледи.

Тяжёлый транспортный самолёт Ил-76 оснащён двумя аккуратными дворничками — для командира и второго пилота.

Крупнейший в мире серийный вертолёт Ми-26 тоже имеет два стеклоочистителя.

И на гражданском вертолёте Ми-8 их два — по одному с каждой стороны кабины.

Вот такая неожиданно глубокая и интересная история у, казалось бы, обычной детали. Для меня это стало настоящим открытием.

Спасибо за внимание! Мира вам и чистого ветрового стекла! Если понравилось — ставьте лайк и делайте репост!