Одна читательница поделилась со мной любопытным наблюдением, разглядывая старинные снимки крестьянок из Архангельского уезда. Она написала примерно следующее:
"Их праздничные наряды просто ослепительны, прямо царские. А в обычные дни они ходили в такой поношенной и простой одежде, что и смотреть было не на что. Удивительный контраст между обтрепанными, почти арестантскими робами в будни и этой невероятной роскошью в праздник."Признаюсь, я и сама не раз задавалась этим вопросом, глядя на фотографии. Как и почему женщины, чья повседневная жизнь была полна тяжкого труда, в праздники преображались, облачаясь в невероятно богатые и сложные костюмы.
Возникает резонный вопрос: откуда у небогатых семей средства на такие, казалось бы, излишества? И для чего вообще нужна эта показная роскошь, так явно противоречащая их скромному быту?
Две причины праздничного великолепия
Подумав и поизучав вопрос, я пришла к двум основным объяснениям этого яркого контраста.
1. Наряд как главный капитал. Одежда была, пожалуй, единственной полноценной собственностью крестьянки, поэтому в неё и вкладывали все силы и средства.
Это подтверждают и записи путешественников. Вот, например, цитата финского фотографа и исследователя, побывавшего в Карелии на рубеже XIX–XX веков и подробно описавшего местные обычаи:
«...Мы зашли в чулан — маленькую неотапливаемую комнату, где вдоль всех стен, плотно друг к другу, висела девичья одежда: пёстрые кофты, старомодные платья из синего сукна, более дорогие наряды из шёлка и муслина и прочее — всё, что составляло добротное приданое. Гардероб — вот единственное настоящее богатство дочерей в этих краях, где женщины были практически лишены права наследования. Поэтому каждая девушка, ещё носящая косу, изо всех сил старалась обзавестись как можно большим количеством одежды».2. Брачный рынок и демонстрация качеств. Для девушки того времени удачно выйти замуж было вопросом выживания и социального статуса. Речь шла не только о личном счастье, но и о правах, которых незамужняя женщина была лишена.
"Если по какой-либо причине девушке не удавалось до 24–25 лет выйти замуж, она считалась старой девой. Живущая как работница в родной семье, она получала за свой труд пищу, посуду, одежду, обувь и прочее из общесемейной собственности. Если она хотела отделиться от большой семьи и вступала в тяжбу с братьями, то суд был не на ее стороне, так как «девушке отдельно жить не полагается»."
Получалось, что на праздниках, которые были главной брачной ярмаркой, нужно было показать «товар лицом». Чтобы выделиться среди других невест, следовало быть самой нарядной и привлекательной. Но красота костюма говорила не только о внешности. Поскольку девушки сами шили и вышивали свои наряды, богато украшенное платье было наглядной рекламой её мастерства, трудолюбия и хозяйственности — ключевых качеств для будущей жены.
Таким образом, роскошный костюм и дорогие украшения (вроде бус или кокошников, расшитых речным жемчугом) выполняли двойную функцию. Во-первых, это был инструмент для привлечения жениха. Во-вторых, это становилось единственной неприкосновенной личной собственностью женщины, в которую она могла без опаски вкладывать своё время и даже семейные деньги. А в случае крайней нужды наряд можно было и продать.
