Мне всегда было интересно, как в США увлеченные люди могут буквально сесть за руль рельсового транспорта и отправиться в путешествие по железным дорогам. Это уникальное хобби, способное вызвать зависть у любителей поездов по всему миру.
Что такое спидеры?
Всё дело в специальных экскурсиях на транспортных средствах, которые называют «спидерами» (speeder). Если искать аналогии в России, то это ближе всего к мотодрезинам, которые используются на наших железных дорогах.
Исторически, вплоть до 1980-х годов, такие спидеры в Штатах применялись железнодорожными рабочими, чтобы добираться до участков для ремонта путей.
Со временем их начали заменять более современными решениями, например, «хайрэилами» (hi-rail) — это обычные автомобили, оснащённые дополнительными железнодорожными колёсами.
От рабочего инструмента к хобби
Постепенно спидеры стали выкупать энтузиасты и коллекционеры, для которых специальные клубы начали организовывать увлекательные поездки-покатушки. Интересно, что подобное увлечение существует не только в Америке, но и в Канаде с Австралией.
В США, например, очень известна организация NARCOA, которая функционирует как большой клуб. Она планирует для своих членов, владельцев спидеров, поездки продолжительностью от одного дня до целой недели, а иногда и до трёх недель.
Что нужно, чтобы присоединиться?
Чтобы управлять таким необычным транспортом, требуется получить специальную лицензию, а также содержать свою «дрезину» в исправном состоянии. Как отмечается на сайте NARCOA, это хобби, конечно, обходится дешевле, чем частные полёты или яхтинг, но всё же остаётся удовольствием для людей с доходом выше среднего. Цена самого спидера обычно находится в диапазоне от 5 до 10 тысяч долларов, хотя встречаются и более продвинутые модели стоимостью до 17 тысяч. Кроме того, нужно платить членские взносы в клуб и за участие в организованных поездках.
Как проходят путешествия?
В таких экскурсиях обычно участвует несколько десятков машин. На некоторые мероприятия владельцы могут брать с собой пассажиров, на другие допускаются только члены клуба. Чаще всего спидер доставляют к месту старта на прицепе за обычным автомобилем.
У NARCOA есть договорённости с десятками железнодорожных компаний по всей Америке и Канаде, что позволяет клубу прокладывать маршруты по самым живописным участкам.
Поездки, как правило, планируются на выходные дни и проходят по тем линиям, где в это время нет регулярного движения поездов. Если же всё-таки приходится разминаться с составом, колонна спидеров останавливается в специально отведённых местах, а их водители покидают транспорт. На особо загруженных участках группу могут сопровождать сотрудники железной дороги на своих хайрэилах, которые едут в начале и конце колонны. Ведущий постоянно поддерживает связь с диспетчерами и машинистами.
При пересечении нерегулируемых автомобильных переездов спидеры всегда уступают дорогу машинам. А если путь лежит через оживлённое шоссе, специальный сотрудник клуба с флажком выходит на дорогу и временно перекрывает движение.
Колонна движется небыстро, со скоростью около 25-30 км/ч, соблюдая дистанцию, но так, чтобы видеть впереди идущее транспортное средство.
Философия сообщества
Основой этого братства считается взаимовыручка. Если у кого-то из участников случается поломка, которую он не может устранить самостоятельно, на помощь сразу приходят другие. «Наше сообщество — это очень разношёрстная и дружная компания. Здесь и профессора с программистами, и фермеры с врачами, учителя и дальнобойщики, полицейские, инженеры, пожарные, сантехники, а также многие пенсионеры», — так описывают себя участники на сайте ассоциации.
Обычно за одну такую поездку владелец спидера преодолевает от 800 до 1600 километров, но есть и настоящие рекордсмены, умудряющиеся накатать за сезон около 5000 км.
