Продолжаю делиться впечатлениями от рассказа нашего автора National Geographic Россия — американца Гленна Ходжеаса. Он специально приехал в Сибирь, чтобы своими глазами увидеть, как работают отважные десантники-пожарные из «Авиалесоохраны». То, что он узнал и почувствовал рядом с этими людьми, — история о настоящей мужской работе, выносливости и особой философии жизни.
«Кажется, ты как-то обмолвился, что пятница, тринадцатое — твой счастливый день?» — «Так он еще не закончился, дружище...» Валерий Коротков — именно из тех людей, в чью удачу невольно начинаешь верить. Ему 45, и 25 из них он провел в небе и у огня, будучи парашютистом-пожарным.
Он курит почти без перерыва, правда, перешел на сигареты с фильтром — «Забочусь о здоровье!», как говорит с ухмылкой. Не прочь пропустить стопку, но я ни разу не видел его даже пошатнувшимся. И что особенно поражает — этот человек почти никогда не жалуется.
Даже потерю последнего переднего зуба — а мы подозреваем, что это случилось как раз в тот месяц, что провели вместе, — он перенес стоически, без единого слова сожаления.
Вызов на пожар
В середине дня приходит команда: быстро собираться — летим на пожар. Я встречаю эту новость скептически: только что полсуток промок под холодным дождем. Но после двух часов полета на вертолете мы оказываемся на краю тлеющего леса, а над нами — уже яркое сибирское солнце. Счастливый день Валеры, что и говорить! Он вместе с напарником Владимиром срубает несколько молодых березок для каркаса палатки, и мы пробираемся по просеке сквозь почерневший, еще дымящийся лес к линии огня.
Двенадцать пожарных уже почти неделю сражаются с огнем на этих пятидесяти гектарах. С нашей стороны пламени не видно, но работа кипит: ребята мастерят из березовых прутьев черенки для лопат и граблей, расчищают узкую, в полметра, полосу и с помощью бересты и хвои поджигают встречный пал.
Это контролируемый огонь, который движется навстречу пожару, выжигая все на своем пути и лишая основную стихию топлива. Такой метод — основа борьбы с лесными пожарами по всему миру, только где-то для него используют бульдозеры и огнеметы, а здесь — только лопаты, смекалку и подручные средства. Каждое лето перед этими людьми встает задача, сравнимая с подвигом Геракла, — защитить от огня хвойные леса, раскинувшиеся на сотнях миллионов гектаров.
Перекур и разговоры у огня
День клонится к вечеру. Пройдя с полсотни метров, расчищая минерализованную полосу, ребята устраивают перекур. Все, кроме Валеры, курят крепкую «Приму» без фильтра — дешево и сердито, не слишком вяжется с «заботой о здоровье». Мы перебрасываемся шутками, смешанными с русскими и английскими ругательствами. Алексей Тишин, двадцативосьмилетний парень с серьезным взглядом, золотыми коронками и недельной щетиной, говорит:
Эти летающие пожарные — настоящие люди леса. В межсезонье они охотятся, рыбачат, ставят капканы на соболя, чтобы как-то обеспечить семью. Топор или нож в их руках — не инструмент, а естественное продолжение тела. Приземлившись на новый пожар, они из подручного леса за считанные часы создают не только шесты для палаток и черенки для инструментов, но и столы, скамейки, полки — все, что нужно для базового лагеря.
Меня до глубины души поразило, когда один из них за несколько минут смастерил из бересты кружку — и она не протекала ни капли. Хорошо, что их навыки выживания в тайге так отточены, потому что с экипировкой и снаряжением дела обстоят куда скромнее.
Философия неба и земли
Но главное, что движет этими людьми, — страсть к небу. «Две минуты паришь, как орел, и три дня копаешь, как крот, — говорит Валерий, подытоживая суть их работы. — Но чтобы эти две минуты полета испытать, стоит и покопать».
А вот для сравнения — рассказ о том, как с пожарами борются их коллеги, американские пожарные на Аляске.
Zorkinadventures. Мужской опыт, истории о вещах, местах, событиях и настоящих героях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы, и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
