Забытый замок Храповицкого: история упадка и равнодушия

Приветствую всех. По всей России разбросано бесчисленное количество покинутых исторических мест — старинных усадеб, замков и прочих архитектурных памятников. Многие из них формально находятся на балансе государства, имеют статус охраняемых объектов и, казалось бы, должны сохраняться и реставрироваться. Однако на практике дела с их восстановлением движутся крайне медленно, если вообще движутся.

Одно дело — на бумаге присвоить звание памятника, и совсем другое — начать реальные работы по его спасению.

Путешествие в Муромцево

Не так давно мы с другом, который ведет YouTube-канал WagonSound, отправились во Владимирскую область. Давно я не бывал на заброшенных объектах и не делился с вами историями о «Забытой России», и вот настало время это исправить. Одной из ключевых точек нашего маршрута стала усадьба Храповицкого в поселке Муромцево. Однако назвать это величественное сооружение просто усадьбой у меня язык не поворачивается — это настоящий замок.

Мы преодолели почти 300 километров, чтобы увидеть эту красоту, которая оказалась… за высоким забором.

Честно говоря, я не ожидал увидеть ограждение, но получилось то, что получилось. Все детали и впечатления от этой поездки я планирую описать в отдельном материале.

Великолепие былых времен

Это потрясающая по своей красоте и масштабам дворянская усадьба, построенная в конце XIX века по заказу полковника лейб-гвардии Владимира Храповицкого. Архитектором выступил Петр Бойцов. Строительство началось в 1884 году и официально завершилось в 1889-м, хотя фактически работы продолжались до 1906 года, когда к главному зданию пристроили правое крыло с высокой башней.

В том же 1884 году началось создание паркового ансамбля, от которого сегодня практически ничего не осталось. Часть территории превратилась в стихийную свалку, которую периодически убирают, но ненадолго.

Если не знать, что находишься в России, и мысленно убрать забор, вряд ли кто-то догадается, что этот замок расположен во Владимирской области. Нехарактерная для наших широт архитектура придает усадьбе особый шарм, который чувствуется даже в ее нынешнем, полуразрушенном состоянии.

Роскошь интерьеров

Внутренние помещения отличались невероятной роскошью: полы были выложены наборным паркетом, потолки, стены и двери украшала искусная резьба по дереву и живопись. Росписью потолка в аванзале и декоративной живописью в гостиной и столовой занимался московский художник Август Томашки.

Во дворце Храповицкого насчитывалось более 80 комнат, и каждая, подобно залам Петергофа, имела уникальную отделку. Здесь были зеркальная, янтарная, малахитовая, голубая, розовая комнаты и многие другие. Помещения освещались электрическими лампами в золоченых светильниках византийского стиля от фирмы «Берто». В доме стояли мраморные камины, а ванные комнаты были оборудованы ваннами и даже бассейном от мастерской братьев Ботта. Особой гордостью владельца была обширная коллекция картин, ковров, гобеленов, старинного оружия и рыцарских доспехов. (информация с wikipedia.org)

Но всего этого великолепия мы уже никогда не увидим. И, если быть откровенным, разграбление и уничтожение усадьбы началось практически сразу после революции. (Здесь, наверное, проснутся защитники революционных идеалов).

Добровольная передача и начало конца

После революции Храповицкий, наслышанный о том, что творят революционеры с дворянскими имениями, составил полную опись имущества и добровольно передал все государству. За этот поступок я бы пожал ему руку. Он понимал, что его самого уже ничего хорошего не ждет, но решил сохранить для потомков все, что было им собрано и создано.

Покидая имение, он написал очерк, который завершил такими словами:

В 1920 году из усадьбы вывезли целый вагон различных ценностей, началось повальное мародерство и расхищение. В 1921 году в здании дворца разместили лесной институт, который просуществовал там до 1977 года. После его переезда усадьбу снова принялись растаскивать. Два сильных пожара окончательно уничтожили то, что оставалось от внутреннего убранства.

Современное «сохранение»

С 2012 года начались разговоры о необходимости спасения усадьбы. Но за последующие 8 лет по факту удалось лишь заложить кирпичом все входы, поставить забор, повесить камеры и провести освещение. Неплохая работа за восемь лет, не правда ли?

Да, дорогой читатель, как вы, наверное, уже поняли по тону моего рассказа, эта ситуация меня искренне возмущает. С экранов телевизоров нам говорят, что мы — страна, идущая впереди планеты всей, но когда дело доходит до сохранения собственной истории, государству, похоже, ничего не нужно. Проще обнести все забором, поставить охрану — для галочки хватит, объект якобы «сохраняется». А теперь посмотрите подборку фотографий из серии «было — стало».

Продолжение следует…