Заброшенный аэродром Лебяжье: последний причал истребителей-бомбардировщиков

Судьба любого военного объекта, будь то сверхсекретная база или заглубленный командный пункт, рано или поздно приводит его к забвению. Именно такая участь постигла и этот некогда стратегически важный аэродром, где когда-то базировались грозные истребители-бомбардировщики.

Честно говоря, я не питал особых надежд обнаружить здесь что-то стоящее внимания — территория давно не охраняется, и попасть сюда оказалось делом несложным. Однако реальность превзошла все мои скромные ожидания.

Страницы истории: от учебных Ил-28 до боевых Су-24

Прежде чем погрузиться в осмотр, стоит вспомнить славную историю этого места. Аэродром был возведен в 1955 году для 16-го Камышинского Военно-морского авиационного училища, где курсантов готовили на самолетах Ил-28 для минно-торпедных операций. Изначальная взлетно-посадочная полоса шириной 80 метров в 80-х годах прошла капитальный ремонт и стала уже — 44 метра.

После расформирования училища в 1957 году объект перешел Качинскому Высшему военному авиационному училищу, где на МиГ-21 обучали курсантов старших курсов. Новый виток истории начался в 1991 году, когда из Венгрии (Кунмадараш) на аэродром Лебяжье перебазировался 1-й гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. Он был преобразован в инструкторский и вошел в систему 1080 Учебного авиационного центра подготовки летного состава. Здесь на МиГ-23УБ и МиГ-27 переучивали выпускников летных вузов.

С 1992 года полк, перевооруженный на самолеты Су-24, сменил название на 1-й гвардейский инструкторский бомбардировочный авиационный полк. А в 1998 году, выйдя из состава учебного центра, он снова стал боевым — 1-м гв. БАП. Эпоха окончательно завершилась в 2009 году в ходе реформирования армии: техника была передана Морозовской авиабазе, а личный состав частично переведен, частично уволен.

В галереях может быть несколько фото! Листайте их по стрелочкам! Приятного просмотра!

Командно-диспетчерский пункт: пустое сердце аэродрома

Наше знакомство с аэродромом началось с командно-диспетчерского пункта — двухэтажного здания с характерной башней, откуда авиадиспетчеры руководили полетами. Внутри царила пустота: всю аппаратуру давно вывезли, а то, что осталось, местные жители поселка Лебяжье постепенно разбирали на стройматериалы.

Техническая эксплуатационная часть (ТЭЧ): застывшая жизнь

Но главные открытия ждали впереди. Заброшенное здание Технической эксплуатационной части (ТЭЧ) заставило нас забыть обо всех сомнениях по поводу этой поездки. Аккуратно протиснувшись внутрь через открытое окно, мы были поражены. Сохранность некоторых помещений оказалась невероятной.

Именно здесь, в ТЭЧ, высококлассные специалисты обеспечивали техническую готовность авиационной техники. Они проводили регламентные и ремонтные работы, восстанавливали машины после аварий и боевых повреждений, используя сложнейшую аппаратуру и точнейший измерительный инструмент для диагностики.

Прогуливаясь по коридорам, мы наткнулись на несколько турбореактивных двигателей, предположительно АЛ-21Ф. Сам факт их присутствия здесь наводил на мысль, что охрану с объекта сняли относительно недавно.

ТЭЧ состояла из множества небольших помещений. Большинство были пусты, но некоторые привлекли особое внимание. Например, комната с предупреждающей табличкой об электромагнитном излучении. Что здесь находилось, осталось для нас загадкой. Возможно, это была лаборатория для работы с бортовым радиоэлектронным оборудованием. Если среди читателей есть знатоки, буду благодарен за подсказку в комментариях.

Главная находка: истребители-бомбардировщики Су-24

Заглянув в очередное техническое помещение, мы через окно увидели характерный профиль — «морду» истребителя-бомбардировщика Су-24.

Несколько самолетов стояли на отдельной площадке прямо перед ТЭЧ. Судя по всему, они ожидали ремонта, который так и не состоялся из-за полного закрытия аэродрома. Прошу прощения за кадры, где в кадре есть люди, — других фотографий, к сожалению, не сохранилось.

Советские истребители-бомбардировщики Су-24 были созданы для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах, обеспечивая прицельное поражение наземных и надводных целей.

Теперь же это была просто груда металла, медленно уходящая в небытие.

Самолеты были в разной степени сохранности. Каждый представлял собой уникальный объект для изучения и съемки.

Прощание с эпохой

Сделав последние кадры, мы мысленно попрощались с аэродромом. Было ясно, что вскоре от него не останется и следа. На момент 2019 года того, что запечатлено на этих фотографиях, уже не существовало. Все было окончательно разрушено, а самолеты отправились на переплавку.

Чувства были противоречивыми. С одной стороны, бесконечно грустно наблюдать, как уходит в прошлое такая мощная страница истории. С другой — понимаешь, что техника морально устарела, как и сама инфраструктура аэродрома. Главное, что нам удалось запечатлеть эти мгновения, сохранив для памяти ускользающие образы ушедшей эпохи.

Спасибо, что были с нами!

Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми исследованиями забытых мест.