Защищая память: как мы восстанавливаем Чернобыльскую зону от следов вандализма

Чернобыльская зона отчуждения и город Припять — это застывшие во времени свидетельства эпохи СССР. Для меня это место не только скорби и трагедии, но и величайшего подвига сотен тысяч людей, которые ценой своего здоровья и жизни боролись с последствиями катастрофы. Именно поэтому я считаю, что все объекты в Чернобыле должны сохранять свой подлинный облик — такой, каким его помнят бывшие жители и ликвидаторы. Многие из них ежегодно приезжают в Припять в годовщину аварии, чтобы почтить память, и им очень больно видеть, как бездумные и часто просто варварские действия нелегальных туристов превращают священные для них места в свалку и объект для глупых «забав».

Голос тех, кому не всё равно

Эта проблема настолько серьёзна, что бывшие жители Припяти вместе с организацией чернобыльских ветеранов провели специальное собрание. Людей искренне тревожит повальный вандализм, который захлестнул ЧЗО. Разрисованные стены, испорченные памятники, разбросанный мусор — всё это оскорбляет память о трагедии и подвиге.

Поскольку я сам часто бываю в зоне отчуждения, я стараюсь по мере сил исправлять то, что может ранить чувства тех, для кого это место — часть жизни. Вместе с друзьями и единомышленниками мы уже вернули первоначальный вид многим объектам в Припяти. Что радует, добрые дела делают даже некоторые официальные туристы и гиды. Например, стела, которую вы видите на фото выше, снова обрела свой исторический облик благодаря группе сознательных туристов из Польши, за что им огромное спасибо.

История с «гламурным» ковшом

Недавно во время очередной поездки в Припять я навестил знаменитый ковш, который использовался во время ликвидационных работ на ЧАЭС. После завершения миссии его перенесли к заводу «Юпитер», создав импровизированную выставку или своеобразный мемориал техники — верных помощников ликвидаторов. Людям, помнящим те дни, важно видеть эти артефакты в аутентичном, неискажённом виде. Однако группа нелегалов решила иначе: они выкрасили ковш в ярко-розовый «гламурный» цвет, заявив, что так «выглядит прикольно». Для меня это выглядит скорее как дешёвая борьба за внимание и полное неуважение к истории.

В итоге я сделал, что мог, — попытался вернуть ковшу хотя бы отдалённо родной цвет, закрасив розовые пятна. Понимаю, что это капля в море и решение наивное, но я искренне люблю эту зону и не могу пройти мимо, видя такое кощунство. На мой взгляд, в идеале такой уникальный артефакт, как этот ковш, после должной дезактивации должен быть взят под охрану или стать частью официального мемориала, а не оставаться беззащитной мишенью для вандалов.