Приветствую всех читателей! Я всегда стараюсь внимательно изучать ваши отклики на мои публикации и заметил одну повторяющуюся тему, которая вызывает много вопросов. Речь идёт о распространённом, но ошибочном мнении, что границы водоохранных зон (ВОЗ) обязательно должны быть отмечены в кадастровых документах или на публичных картах Росреестра.
Заблуждение, которое может дорого обойтись
Многие уверены, что если на участке в кадастре нет специальной отметки или на карте не видна та самая светло-зелёная полоса, обозначающая ВОЗ, то и ограничения, прописанные в 65-й статье Водного кодекса, к этой земле не применяются. Хочу сразу расставить точки над i: это опасное заблуждение! Ограничения действуют в любом случае, независимо от того, что написано или не написано в реестрах.
Закон против базы данных
Почему это так? Всё очень логично. Водный кодекс — это федеральный закон, и его главная задача — охрана водных ресурсов страны. Одним из инструментов такой охраны как раз и является установление специального режима на прибрежных территориях, ширина которых определяется понятием ВОЗ. Кадастры же и реестры — это в первую очередь инструменты учёта. Они фиксируют факты: где проходит граница участка, кто его собственник, каков его правовой статус. Они могут, но вовсе не обязаны, содержать пометку о нахождении в ВОЗ. Отсутствие такой пометки не отменяет действие закона.
Это имеет огромные практические последствия для владельцев такой земли.
Что это значит для собственника участка у воды?
Во-первых, если ваш участок попадает в границы водоохранной зоны (а определить это можно самостоятельно, отмерив 200 метров от береговой линии), вы обязаны согласовывать свою деятельность с требованиями Водного кодекса. Не всякое строительство здесь разрешено, а разрешённое часто имеет строгие ограничения по технологии и используемым материалам. Другое дело, что контроль за соблюдением этих норм не всегда тотален, но это не делает их необязательными.
Во-вторых, пытаться доказать инспектору, что ограничений нет, потому что «в кадастре ничего не указано», — бесполезно. Кадастровая запись — это справочная информация, а не нормативный акт. Она не устанавливает и не отменяет правовой режим, определённый федеральным законом. Инспектор будет руководствоваться именно законом и своими должностными инструкциями.
А как же постановления Правительства?
Здесь тоже есть важный нюанс. Правительство РФ — высший исполнительный орган, а не законодательный. Его постановления не должны и не могут противоречить федеральным законам, они лишь детализируют порядок их исполнения. Если вдруг такое противоречие возникает, приоритет всегда остаётся за законом, в нашем случае — за Водным кодексом.
Кроме того, не каждое постановление сразу же становится известно каждому инспектору на местах. Пока новые документы не будут включены в их рабочие регламенты, они правомерно могут работать по старым инструкциям. Если вы считаете, что ваши права нарушены с учётом нового постановления, ареной для защиты станет уже не полевая проверка, а зал суда, где вы сможете представить свои аргументы.
P.S. Напомню ключевой момент: согласно части 1 статьи 65 ВК РФ, водоохранные зоны устанавливаются для всех водных объектов природного происхождения на территории России. Без каких-либо исключений.
Если материал был полезен, поддержите блог — [подпишитесь], поделитесь статьёй с друзьями
и, конечно, поставьте лайк для удачи на рыбалке! :))
