Миф о водоохранных зонах: почему кадастр не отменяет закон

Всем привет! Я всегда внимательно читаю ваши отзывы к моим материалам и заметил одну странную тенденцию: многие почему-то связывают статус водоохранных зон (ВОЗ) с данными из различных реестров и кадастров.

Распространённое заблуждение

Часто можно встретить мнение, что если в кадастровых документах или на картах Росреестра нет специальной отметки (например, той самой светло-зелёной полосы), то участок якобы не попадает под ограничения Водного кодекса. Люди полагают, что раз в базе данных нет пометки, то и правила к ним не применяются.

Это в корне неверно! Ограничения действуют в любом случае!

В чём же причина путаницы?

Всё очень просто. Водный кодекс РФ — это закон, который регулирует охрану водных ресурсов, в том числе устанавливая особый режим для прибрежных территорий. Ширина этой зоны как раз и определяется законом.

А земельные кадастры и реестры — это совсем другие инструменты. Их задача — учёт земельных участков и фиксация прав на них. Они могут содержать информацию о том, что участок находится в ВОЗ, но эта запись носит справочный характер. Она не создаёт и не отменяет правовой режим, установленный законом. Проще говоря, кадастр лишь констатирует факт, а правила диктует Водный кодекс.

Это имеет серьёзные практические последствия.

Что это значит для владельца участка?

Во-первых, если ваш надел оказался в пределах водоохранной зоны, вы обязаны соблюдать требования статьи 65 ВК РФ. Это касается и строительства, и хозяйственной деятельности. Далеко не всё можно возводить и не любым способом. Другой вопрос — насколько строго это контролируется, но закон есть закон.

Во-вторых, не стоит пытаться доказывать инспектору, что раз в кадастре нет отметки, то и правила не действуют. Эта информация из реестра не является определяющей с точки зрения водного законодательства. Инспектор руководствуется законом, а не записями в кадастре.

(р.Медведица)

А как же постановления Правительства?

Правительство — это высший исполнительный орган, а не законодательный. Его постановления не должны противоречить федеральным законам. Если такое противоречие возникает, приоритет всегда у закона, в нашем случае — у Водного кодекса. Постановления могут лишь детализировать порядок исполнения норм закона, но не подменять их.

Кроме того, нужно понимать, что не каждое постановление сразу же доводится до сведения всех инспекторов на местах. Если в их рабочих инструкциях ещё не внесены изменения, они будут действовать по старым правилам. И если вам выпишут протокол, не стоит паниковать — свою правоту, опираясь на новые постановления, вы сможете отстоять уже в суде.

P.S. Важный момент, о котором многие забывают: согласно части 1 статьи 65 ВК РФ, водоохранные зоны устанавливаются для всех водных объектов природного происхождения на территории России. Без каких-либо исключений.

Если материал был полезен, поддержите блог — [подпишитесь], сделайте репост
и, конечно, поставьте лайк для удачи на рыбалке! :))