Этот корабль — настоящая махина, и сложно поверить, что он был построен в 1954 году. Представьте: всего девять лет отделяли страну от ужасов войны, а в Москве многие ещё ютились в бараках. И в этих условиях Советский Союз совершил невозможное — создал первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это был технологический прорыв, о котором весь мир мог только мечтать.
Этим летом мне посчастливилось побывать на борту этого легендарного судна. К счастью, его не порезали на металлолом, а превратили в отличный музей. Цена билета на полноценную экскурсию оказалась очень скромной — всего 150 рублей. Интересно, что, несмотря на музейный статус, на ледоколе круглосуточно дежурит экипаж.
Без гида внутри легко заблудиться: несколько ярусов, десятки запутанных коридоров и сотни помещений создают настоящий лабиринт.
Помещения разделены герметичными дверями. Одно из таких мест —
Сердце ледокола: атомная энергетическая установка
Атомная энергетическая установка — ключевой элемент всего судна. Над созданием её реакторов трудились лучшие умы страны. Каждый из трёх реакторов по мощности почти в 3,5 раза превосходил реактор первой в мире атомной электростанции. Конструкция была блочной: каждый блок включал в себя водо-водяной реактор.
В одной из галерей я увидел несколько интересных изображений. Приятного просмотра!
К сожалению, в реакторный отсек можно заглянуть только через небольшое окошко — туристов внутрь не пускают. Реакторы были установлены в специальные металлические барабаны, вваренные в бак из нержавеющей стали. Их уникальность заключалась в использовании дистиллированной воды в качестве замедлителя нейтронов вместо графита. Урановые стержни окружала чистейшая вода.
Не совсем понятно, почему доступ ограничен, ведь реакторы уже давно демонтированы.
Плавающая больница: медицинский пункт
Медицинский пункт впечатляет своим оснащением. Здесь есть несколько кабинетов: терапевтический, стоматологический, рентген-кабинет, физиотерапевтический, лаборатория и даже операционная. В этой операционной было проведено множество сложных вмешательств. В те годы далеко не каждая стационарная больница могла похвастаться таким оборудованием. Медики «Ленина» обслуживали не только команду корабля, но и полярные станции, а также различные экспедиции.
Двигаясь вперёд по длинным коридорам, мимо многочисленных отсеков, сворачивая за поворот, мы наконец достигли цели.
Командный центр: каюта капитана
Каюта капитана.
Этому помещению уделили особое внимание, создав максимально комфортабельные условия не только для капитана, но и для других ключевых членов экипажа. Здесь в разное время побывали Юрий Гагарин и многие другие выдающиеся личности. Из современных элементов здесь только телевизор и вентилятор — всё остальное сохранилось в первозданном виде с тех героических времён.
Каюта старшего помощника капитана.
За 30 лет службы ледокол «Ленин» прошёл 654 тысячи морских миль, из которых 560 тысяч — сквозь льды, и провёл за собой 3 741 судно.
Спасибо, что были с нами в этом виртуальном путешествии!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новыми историями.
