Как определить водоохранную зону реки без кадастровых данных: практический опыт

Фото: Яндекс.Картинки

В последнее время в интернете появилось множество публикаций, которые, хотя и не отличаются высокой профессиональностью, умело подхватывают актуальные тенденции и предлагают одну сенсацию за другой. В них часто утверждается, будто в законодательстве о водоохранных зонах существуют лазейки, позволяющие обойти требования и оставить инспекторов с «длинным носом». Особенно много говорят о знаменитом ограничении в «200 метров от воды»...

Многие авторы таких материалов, да и некоторые читатели в комментариях к моим статьям, ссылаются на различные реестры, кадастры, статьи законов и постановления правительства. Однако практически никто из них в своих теоретических рассуждениях не обращается к реальной практике. Я же решил проверить эту информацию на практике и обратился за консультацией к своему знакомому — действующему старшему инспектору Рыбоохраны.

Основной принцип

Водоохранные зоны (ВОЗ) в России установлены для абсолютно всех природных водоемов по всей протяженности их береговой линии! Это правило не знает исключений и действует независимо от того, внесены ли водоемы в какие-либо реестры или кадастры, размещены ли на местности информационные таблички. Об этом прямо указано в первом пункте статьи 65 Водного Кодекса РФ. А уже пункт 4 той же статьи объясняет, как определить ширину водоохранной зоны в зависимости от длины реки или ручья. Для самостоятельного определения достаточно узнать длину водотока — эту информацию можно найти даже в Википедии...

Водный Кодекс РФ является основополагающим документом, и его требования имеют первостепенное значение! Все реестры, кадастры и информационные таблички — вторичны. Даже если какой-то участок берега не отражен в кадастрах, это не отменяет и не меняет действие статьи 65 ВК РФ.

Текущая ситуация

Инспекторы отмечают, что в законодательстве действительно происходят изменения, касающиеся установления границ ВОЗ. Речь идет о сравнительно новых документах: Постановлении Правительства РФ от 14.12.2018 № 1560 и Федеральном законе № 342 от 03.08.2018. В этих документах действительно есть положения, которые могут заинтересовать тех, кто хочет избежать ответственности. Однако проблема в том, что на сегодняшний день уйти от протокола и штрафа практически невозможно. Реальная практика такова, что:

1. Инспекторы во многих регионах еще не получили от своего руководства информацию об изменениях в законодательстве. Поэтому даже в середине 2019 года они продолжают руководствоваться прежними нормами: пунктами 1, 4, 6, 13 и 15 Водного Кодекса РФ.

2. Соответственно, все доводы, основанные на ПП № 1560, ФЗ № 342 и других новых документах, инспекторами просто не принимаются во внимание. Они со спокойной совестью продолжают фиксировать нарушения. Возможно, эти аргументы будут рассмотрены в суде, но гарантий нет — судебный процесс носит состязательный характер, а правоприменительная практика в России отличается большой инерционностью.

Перспективы изменений

Мой знакомый инспектор отметил и другой важный момент: когда новая правоприменительная практика с учетом документов ПП № 1560 и ФЗ № 342 действительно начнет работать, сами инспекторы скажут спасибо тем, кто сумел оспорить их протоколы и пробить эту «глухую стену».

Объяснение простое: благодаря реальному внедрению новых норм и постановлений с инспекторов снимется огромный объем часто бесполезной работы, которая приносит больше негатива, чем пользы. Но пока об этом говорить рано. Если вы не чувствуете, что у вас достаточно сил и нервов, чтобы ради всех нас пробить эту стену, то руководствоваться следует исключительно статьей 65 Водного Кодекса РФ.

Читайте в блоге:

1. Как сохранить свои деньги при встрече с Рыбнадзором

2. Ближайшие три года новых налогов на рыбалку не будет!

3. Экономика рыбалки на примере катушки Shimano Twin Power