С самого начала наших отношений нас с женой связывает одна страсть — путешествия по Чернобыльской зоне отчуждения. Но не те скучные групповые туры на автобусах с официальными пропусками, а настоящие приключения — нелегальные, пешие, в обход всех КПП. Мы проходим по 20-25 километров в день через густые леса, буреломы и заросли. Эти маршруты — уникальный микс: живописные, но радиоактивные пейзажи Полесья внезапно сменяются сюрреалистичными картинами постапокалипсиса, когда мы выходим к покинутым более 33 лет назад сёлам или к легендарному городу Припять. В чём же кайф? Для нас удовольствие — это как раз отсутствие комфорта, выход за привычные рамки, вызов самому себе. Да, многим это покажется странным.
Что нас туда манит?
Для нас это, в первую очередь, побег от социума, от рутины, от вечной гонки на работе. Это возможность прикоснуться к истории в месте величайшей техногенной катастрофы человечества. А ещё Зона — это невероятный, неофициальный музей СССР под открытым небом. Многие брошенные вещи и предметы быта будто переносят меня в детство, которое пришлось как раз на слом двух эпох. Опасности? Конечно, они есть: можно столкнуться с диким зверем, провалиться в открытый люк или попасть под обвал ветхого здания. Но мы всегда начеку. С радиацией тоже всё понятно: мы знаем, где можно спокойно сделать привал, а какой участок лучше пройти побыстрее. Наши дозиметры — наши верные спутники.
Одиноки ли мы в Зоне?
Раньше сталкерское сообщество состояло из более-менее адекватных людей, чьим главным принципом было «не навреди»: не оставлять следов, не ломать, не воровать, не заниматься вандализмом. После выхода культовой игры «S.T.A.L.K.E.R.» пришла новая волна «туристов» — часто вчерашние школьники, не обременённые высоким интеллектом. Я сам видел, как даже на официальных экскурсиях они норовят стащить на память какую-нибудь книжку или плакат. А между тем, вывоз чего бы то ни было из Зоны без разрешения администрации карается по уголовной статье 267-1, и это касается всех — и легальных туристов, и нелегалов.
Этому походу предшествовали долгие недели планирования. Сложно было выкроить даже четыре свободных дня из-за вечной рабочей круговерти. Мы наметили новый маршрут по ранее неисследованным нами местам: кладбище техники «Буряковка», заброшенные сёла вроде Стечанки и Чистогаловки, сам город Припять, зловещий Рыжий лес, Посёлок молодых комсомольцев и многое другое. Новый путь проникновения в Зону оказался невероятно интересным. Сёла по дороге к Припяти порадовали удивительной сохранностью — в отличие от многих других локаций, которые уже давно разграблены или уничтожены пожарами. Часть этого пути вы можете увидеть в нашем видео.
Наши любимые уголки Зоны
По правде говоря, интересна вся территория. Здесь невероятно красивая, а во многих местах — девственно чистая природа, откуда практически исчез человек. Около 70% Зоны — это дикие поля, леса и болота. Но есть у нас и особо любимые точки: зенитно-ракетный комплекс «Волхов», загадочный объект «Внз Круг», радиолокационная станция «Лена» под Чернобылем, отстойники техники. А ещё — сёла на левом берегу Припяти, вроде Красно и Машево: туда сложно добраться, поэтому там сохранился неповторимый антураж конца 80-х, и мародёры до них почти не добрались. Вообще, в Зоне полно потаённых мест, которых нет даже на картах. Недавно мы в глухом лесу наткнулись на старую насосную станцию, которая, вероятно, качала воду для сверхсекретного объекта «Чернобыль-2» с его гигантской антенной «Дуга».
Во второй части нашего видео мы покажем, как пробирались к строго охраняемому могильнику ПЗРО «Буряковка». Именно там сосредоточена самая «грязная» техника, участвовавшая в ликвидации аварии: легендарный робот «Джокер», луноход «Федя», множество бронированных и инженерных машин и даже фрагменты вертолётов. Эта локация манит многих сталкеров.
Но всю атмосферу нашего путешествия, все эмоции и ощущения, конечно, лучше всего передаст видео.
Легальные пути в Зону: есть ли они?
Есть один официальный повод — 9 мая, День поминовения. В этот день пропускают бывших жителей зоны и тех, чьи родственники похоронены на её территории. Мне однажды удалось проехать с одним таким старожилом. Остальных, как правило, проверяют очень строго и могут развернуть, иногда даже требуя документы, подтверждающие факт проживания в Припяти или окрестных сёлах.
