Первые ощущения от этого места сложно передать словами. Это похоже на сцену из постапокалиптического фильма. Представьте, будто мир уже пережил конец света, а вы — один из немногих выживших, осматривающий руины. Земля здесь в большинстве мест выжжена дотла, на ней не пробивается даже трава. Пустые глазницы зданий, словно выеденные радиацией, смотрят на вас пустотой. А над всем этим постоянно гуляет холодный, пронизывающий ветер...
Однако, главная опасность здесь не в атмосфере, а под ногами. Нужно быть предельно осторожным и забыть о любой экологии. Территория до сих пор хранит тонны химических отходов, оставшихся от некогда могущественного предприятия. Координаты завода вы найдете в конце статьи.
Что удивительно, эта локация каждый раз производит уникальное, но неизменно сильное и глубокое впечатление.
Дорога на место
В одно хмурое декабрьское утро мы расселись в наш надежный Mitsubishi Pajero Sport и отправились в город Рошаль. Расстояние от Москвы всего 180 километров, так что добрались мы быстро и без особых приключений.
История гиганта
Полное название этого исполина — Рошальский химический комбинат имени А. А. Косякова.
Здесь не случалось громких техногенных катастроф. После развала Советского Союза комбинат просто разорили, а затем буквально «распилили» на металлолом. Но все химические отходы производства так и остались лежать здесь, делая это место одним из самых загрязненных в ближнем Подмосковье.
Строительство комбината началось еще в 1914 году как порохового завода. Но к 1942 году он уже разросся до невероятных масштабов, заняв площадь в 450 гектаров.
Чтобы было понятнее: 450 гектаров — это почти 450 стандартных футбольных полей (одно поле занимает примерно 0,714 га). Такой размах даже сейчас впечатляет.
На этом крупнейшем в СССР химическом гиганте производили сотни различных видов продукции.
Вот лишь некоторые из них: бездымный порох «Сокол», охотничий порох, медицинский коллодий, полимерные пенополиуретановые пленки, полиамидные и полиэфирные смолы, уксусный ангидрид, технический эфир, нитромастика, пиритные огарки и различные растворители. С распадом страны предприятие прекратило свое существование.
Опасности территории
Пешком здесь не погуляешь — расстояния между цехами могут достигать километра. К тому же, повсюду снуют огромные стаи одичавших собак, что представляет отдельную угрозу.
Поэтому мы передвигались исключительно на нашем автомобиле, соблюдая предельную осторожность.
С тех времен, когда комбинат работал, под землей сохранились километры трубопроводов и множество открытых технических люков для их обслуживания.
Провалиться в один из таких люков — проще простого.
К счастью, в нашем Mitsubishi Pajero Sport установлена система камер кругового обзора.
Эта технология существенно помогла нам маневрировать в условиях плохой видимости и среди завалов.
Химическое наследие
Об экологии здесь, кажется, никогда и не слышали. Лужи ярко-оранжевого цвета и ручьи неестественного голубого оттенка — обычное дело для этих мест.
На заросших тропинках то и дело попадаются брошенные противогазы, резиновые перчатки и бочки со знаком радиационной опасности.
Внутрь производственных корпусов мы не рискнули заходить глубоко. Химическое производство — не шутки, даже в заброшенном виде.
Но даже сейчас на стенах еще можно разглядеть потускневшие плакаты по технике безопасности.
Разграбление и неожиданные находки
После закрытия комбинат буквально разобрали на части ради металла.
Вырвали все, что плохо лежало или было слабо прикручено. Даже узкоколейную железную дорогу разобрали до последнего винтика.
Чуть в стороне от основных корпусов, в местах, куда редко заезжают, мы наткнулись на настоящую свалку сгоревшей военной техники.
Подробный рассказ об этой находке ждет вас во второй части нашего репортажа!
Продолжение следует. Не забывайте подписываться на канал «Промышленного туриста»!
Координаты заброшенного завода: 55.667030, 39.882056
