Мне довелось побывать в своеобразном отстойнике — на безлюдной тупиковой станции, где на запасных путях доживают свой век списанные пассажирские вагоны. Здесь, в тишине и забвении, стоят около двух десятков бывших тружеников стальных магистралей: вагоны СВ (спальных вагонов), купейные, плацкартные, почтово-багажные и даже вагоны-рестораны.
Станция имеет три тупиковых пути, и что характерно — здесь нет ни одного локомотива. Состав этой своеобразной коллекции непостоянен. Ещё недавно все пути были плотно заставлены, но картина постоянно меняется.
Одни вагоны периодически увозят — вероятно, на утилизацию или «на распил», а другие, наоборот, привозят сюда, пополняя это печальное собрание.
Во время нашего визита здесь находилось примерно два десятка единиц подвижного состава. Большинство из них были вагоны СВ и рестораны.
Они простояли здесь уже несколько месяцев, и время оставило на них свой след: стёкла и рамы обильно опутаны паутиной.
Состояние вагонов разное, но многие внешне ещё выглядят довольно прилично, сохраняя следы былой презентабельности.
Внутри вагона СВ
Вот один из спальных вагонов.
Давайте заглянем в купе проводника.
Удивительно, но почти всё на месте и цело.
Двухместные купе. Как известно, проезд в таких вагонах всегда был дорогим удовольствием.
Конечно, большинство помещений внутри изрядно потрёпаны и частично разобраны. Но мне хотелось запечатлеть именно то, что ещё уцелело и напоминает о прошлом.
Сейчас уже редко встретишь такие откидные сиденья в коридорах купейных вагонов — деталь ушедшей эпохи.
А опускающиеся вниз окна, которые когда-то были нормой, сегодня и вовсе стали раритетом.
Вагоны-рестораны: кухня и зал
Теперь пройдёмся по нескольким вагонам-ресторанам, которые когда-то кормили пассажиров в пути.
Разбитая и заброшенная кухня.
Печь, которая когда-то была сердцем этого вагона.
Характерные противоискровые плафоны, похожие на те, что используют в шахтах.
Холодильники, опустевшие и безмолвные.
Зал ресторана, где когда-то звенели бокалы и велись беседы.
Меню с ценами, которые в своё время казались завышенными, почти как в аэропортах.
Столы покрыты толстым слоем странной белой пыли, словно саваном.
Следующий вагон-ресторан показывает ту же картину запустения.
Всё то же самое: тишина, пыль и следы разрушения.
Влажность и отсутствие ухода сделали своё дело: в тамбурах некоторых вагонов уже растут грибы.
Купейные вагоны и другие обитатели тупика
Вот купейный вагон. Некоторые стёкла уже побиты, открывая доступ ветру и дождю.
Купе проводников, где когда-то отдыхали работники поезда.
И одно из немногих более-менее уцелевших пассажирских купе.
Почтово-багажные вагоны были закрыты, да и внутреннее устройство у них не столь интересно для осмотра.
Среди обитателей этого места есть как старые вагоны, с характерным советским шармом...
...так и более новые модели, которые, казалось бы, должны были служить ещё долго.
Но, признаюсь, старые вагоны с их потёртостями и историей выглядят гораздо атмосфернее и «антуражнее».
И снова возвращаемся к вагону СВ.
Здесь в каждом купе был свой маленький зеркальный коридор — элемент комфорта для пассажиров высшего класса.
Судя по всему, этот вагон пригнали сюда совсем недавно, он ещё не успел обрасти паутиной и пылью.
И напоследок — ещё один вагон-ресторан, чтобы завершить картину.
На этом наша прогулка подходит к концу.
Если вам было интересно это путешествие в мир забытых железнодорожных гигантов, подписывайтесь на наш канал и группу «ВКонтакте», ставьте лайки и делитесь интересными материалами с друзьями. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в следующих репортажах!
