Заброшенное скальное бомбоубежище 1940-х годов на станции Владивосток: исследование незавершённого объекта

Я хочу рассказать об одном интересном, но незавершённом объекте военного времени — скальном защитном сооружении 1940-х годов, построенном для нужд железной дороги. По задумке, оно должно было стать многофункциональным комплексом, совмещающим в себе резервный производственный цех, защищённый командный пункт и полноценное бомбоубежище.

Вот так выглядит это сооружение снаружи. Коричневый участок — это необработанная горная выработка, скальная порода, оставшаяся без отделки.

Вход и подходная галерея

Мы попадаем внутрь через полузасыпанный портал и оказываемся в подходной галерее, или потерне. Здесь кое-где ещё сохранилась временная деревянная крепь и элементы опалубки. Судя по всему, проходку твёрдой скальной породы вели классическим буро-взрывным способом.

Далее временная деревянная крепь сменяется на капитальную бетонную обделку. Да, именно «обделка» — это специальный термин для подобной крепи подземных выработок, а не отделка.

Первый блок убежища

Галерея от главного входа приводит нас в первый основной блок будущего бомбоубежища.

Интересная деталь: из свода до сих пор торчат трубы, которые использовались для нагнетания бетона в опалубку. В нормальных условиях после разборки опалубки их должны были аккуратно срезать, но здесь работы остановились.

С одного торца к этому блоку примыкает небольшое помещение, предположительно туалетов. Судя по следам на стенах и потолке, этот блок был почти достроен, но позже его разрушили, возможно, при пожаре.

С противоположного торца блок пересекает галерея от второго входа. Также здесь видны два проёма, ведущих в непонятное Н-образное ответвление.

Это ответвление идёт по кругу и снова выходит в ту же самую потерну, образуя своеобразную петлю.

Здесь, как свидетельство прошлых работ, сохранились полторы вагонетки. По узкоколейной железной дороге, проложенной внутри, на них вывозили выработанную породу.

Дальнейшее исследование

Возвращаемся в основную галерею и движемся дальше вглубь сооружения.

Перед нами открывается ещё один, самый протяжённый блок всего комплекса.

Внутри него, будто в капсуле времени, остались сложенные штабелями строительные материалы: плиты для фальшпола и мешки с цементом, которые за десятилетия превратились в монолитные каменные глыбы.

В конце этого блока, у второй главной галереи, застыл во времени металлический агрегат — насос или смеситель для подачи бетона под опалубку.

С другого торца блока виден задел под так и не построенную вентиляционную шахту.

Также отсюда отходит небольшая боковая галерея к ещё одному небольшому помещению, расположенному уровнем выше.

Скорее всего, здесь планировалось разместить резервуар с аварийным запасом воды.

Блок дизельной электростанции (ДЭС)

Теперь отправимся в самый дальний и наиболее масштабный незавершённый блок — помещение для дизельной электростанции.

Вот как выглядит вход в него.

Это нераскрытый блок дизельной. Его размеры впечатляют — судя по всему, здесь должны были установить два корабельных дизеля, которые в те годы поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Этот блок — отличная иллюстрация технологии строительства: сначала проходилась верхняя штольня и заливался свод, затем выбиралась порода ниже и бетонировались стены, и только после этого удалялась оставшаяся в центре «порода-ядро».

В торце блока виден задел под шахту для загрузки тяжелого оборудования, а слева от неё — небольшое помещение непонятного назначения.

В боковой стене есть и другие заделы. Справа — небольшая ниша, слева — незаконченная вентиляционная шахта, которая загибается на свод и уходит вверх. Её крепь обрушена, и сверху нависает опасный валун.

Из ниши есть небольшой лаз, ведущий к началу этой вентиляционной шахты.

Второй вход и завершение осмотра

Давайте теперь пройдём ко второму запланированному входу в убежище.

Рядом с ним расположено небольшое помещение с двумя выходами в основную галерею.

Вероятно, это недостроенный санпропускник — помещение для санитарной обработки.

Сам же второй вход либо обвалился, либо был намеренно засыпан. На этом наша экскурсия подходит к концу.

Если вам было интересно это путешествие в прошлое, подписывайтесь на наш канал. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в других заброшенных местах!