Я хочу рассказать об одном интересном, но незавершённом объекте военного времени — скальном защитном сооружении 1940-х годов, построенном для нужд железной дороги. По задумке, оно должно было стать многофункциональным комплексом, совмещающим в себе резервный производственный цех, защищённый командный пункт и полноценное бомбоубежище.
Вот так выглядит это сооружение снаружи. Коричневый участок — это необработанная горная выработка, скальная порода, оставшаяся без отделки.
Вход и подходная галерея
Мы попадаем внутрь через полузасыпанный портал и оказываемся в подходной галерее, или потерне. Здесь кое-где ещё сохранилась временная деревянная крепь и элементы опалубки. Судя по всему, проходку твёрдой скальной породы вели классическим буро-взрывным способом.
Далее временная деревянная крепь сменяется на капитальную бетонную обделку. Да, именно «обделка» — это специальный термин для подобной крепи подземных выработок, а не отделка.
Первый блок убежища
Галерея от главного входа приводит нас в первый основной блок будущего бомбоубежища.
Интересная деталь: из свода до сих пор торчат трубы, которые использовались для нагнетания бетона в опалубку. В нормальных условиях после разборки опалубки их должны были аккуратно срезать, но здесь работы остановились.
С одного торца к этому блоку примыкает небольшое помещение, предположительно туалетов. Судя по следам на стенах и потолке, этот блок был почти достроен, но позже его разрушили, возможно, при пожаре.
С противоположного торца блок пересекает галерея от второго входа. Также здесь видны два проёма, ведущих в непонятное Н-образное ответвление.
Это ответвление идёт по кругу и снова выходит в ту же самую потерну, образуя своеобразную петлю.
Здесь, как свидетельство прошлых работ, сохранились полторы вагонетки. По узкоколейной железной дороге, проложенной внутри, на них вывозили выработанную породу.
Дальнейшее исследование
Возвращаемся в основную галерею и движемся дальше вглубь сооружения.
Перед нами открывается ещё один, самый протяжённый блок всего комплекса.
Внутри него, будто в капсуле времени, остались сложенные штабелями строительные материалы: плиты для фальшпола и мешки с цементом, которые за десятилетия превратились в монолитные каменные глыбы.
В конце этого блока, у второй главной галереи, застыл во времени металлический агрегат — насос или смеситель для подачи бетона под опалубку.
С другого торца блока виден задел под так и не построенную вентиляционную шахту.
Также отсюда отходит небольшая боковая галерея к ещё одному небольшому помещению, расположенному уровнем выше.
Скорее всего, здесь планировалось разместить резервуар с аварийным запасом воды.
Блок дизельной электростанции (ДЭС)
Теперь отправимся в самый дальний и наиболее масштабный незавершённый блок — помещение для дизельной электростанции.
Вот как выглядит вход в него.
Это нераскрытый блок дизельной. Его размеры впечатляют — судя по всему, здесь должны были установить два корабельных дизеля, которые в те годы поставлялись в СССР по программе ленд-лиза. Этот блок — отличная иллюстрация технологии строительства: сначала проходилась верхняя штольня и заливался свод, затем выбиралась порода ниже и бетонировались стены, и только после этого удалялась оставшаяся в центре «порода-ядро».
В торце блока виден задел под шахту для загрузки тяжелого оборудования, а слева от неё — небольшое помещение непонятного назначения.
В боковой стене есть и другие заделы. Справа — небольшая ниша, слева — незаконченная вентиляционная шахта, которая загибается на свод и уходит вверх. Её крепь обрушена, и сверху нависает опасный валун.
Из ниши есть небольшой лаз, ведущий к началу этой вентиляционной шахты.
Второй вход и завершение осмотра
Давайте теперь пройдём ко второму запланированному входу в убежище.
Рядом с ним расположено небольшое помещение с двумя выходами в основную галерею.
Вероятно, это недостроенный санпропускник — помещение для санитарной обработки.
Сам же второй вход либо обвалился, либо был намеренно засыпан. На этом наша экскурсия подходит к концу.
Если вам было интересно это путешествие в прошлое, подписывайтесь на наш канал. Спасибо, что были с нами, и до новых встреч в других заброшенных местах!
