Мансийский след в деле Дятлова: почему эта версия не выдерживает критики

Сразу после трагедии на перевале Дятлова одной из первых возникла криминальная версия, и под подозрение попали местные жители — народность манси. Однако следствие быстро установило их непричастность, и задержанных отпустили. Казалось бы, эта тема давно закрыта, но спустя шесть десятилетий «мансийский след» снова стал популярным в обсуждениях той страшной истории.

Поисковые работы на месте обнаружения палатки группы Дятлова

В чём суть версии о «мансийском следе»?

Сторонники этой теории утверждают, что всё началось с того, что туристы якобы осквернили или разграбили мансийское святилище. Это страшно разгневало местного шамана, который решил отомстить. По этой версии, группа мансийских охотников выследила дятловцев у перевала и ночью напала на их палатку. В панике туристы разрезали ткань изнутри и выбежали наружу, где их уже ждали разъярённые местные жители. После избиения их якобы оставили умирать от холода.

Палатка Дятловцев

Схема обнаружения тел

Любопытно, что приверженцев этой гипотезы совершенно не смущает, что реальная картина — характер травм, расположение вещей, места находок тел и полное отсутствие следов преступления — совершенно не соответствует сценарию криминального нападения. Но это далеко не единственное несоответствие в теории о «мансийском следе».

Представитель народа манси

Конспирология и следователь Иванов

В кругах сторонников этой версии бытует мнение, что следователь Иванов, который вёл дело, изначально знал правду. Якобы он сознательно «замял» расследование, возможно, даже по указанию из ЦК, потому что признание вины манси могло спровоцировать волну неприязни к этому малочисленному народу и социальную напряжённость. Сложно поверить, что партийное руководство страны всерьёз озаботилось бы подобными вопросами и под таким предлогом закрыло глаза на жестокое убийство. К тому же, большинство жителей Свердловской области в то время вряд ли вообще видели манси вживую, знали о них лишь понаслышке. О какой масштабной напряжённости могла идти речь?

Семья манси

Что говорят материалы дела?

Сторонники «мансийского следа» часто апеллируют к тому, что в уголовном деле есть несколько упоминаний о возможной причастности местных жителей.

Страница протокола допроса

Так, в марте 1959 года был допрошен оперуполномоченный ивдельской милиции А.В. Горбунов. Он рассказал, что к ним приходил манси по фамилии Куриков (имени он не запомнил). На вопрос, как могли погибнуть туристы, Куриков ответил, что у «святой горы» (местонахождения которой он не уточнил) живут пять человек «остяков». Он описал их как дикарей, которые не общаются ни с манси, ни с русскими, никогда не бывают в Ивделе. По его словам, эти люди могли убить туристов либо за попытку взойти на святую гору, либо из-за подозрения, что те убили их оленей или лосей, которыми они питаются.

«Остяк» — это устаревшее общее название для некоторых коренных сибирских народов. Этнографы XIX века описывали их как людей со смуглым, скуластым лицом, острыми чёрными глазами и широким коротким носом.

Следователь Иванов, заинтересовавшись этим сообщением, опросил местных жителей из родов Анямовых и Бахтияровых, которые жили в тех краях уже больше 150 лет. Никто из них ничего не слышал ни о каких «остяках», хотя охотились в тайге часто.

Протокол допроса

Позже был допрошен и сам Григорий Куриков. Его показания были совершенно другими: «Я бы всё равно узнал от манси, кто напал на туристов, и этим интересуюсь. Но никаких причин нападать манси на туристов не имеется. Молебная гора, я точно знаю, находится в верховьях реки Вижай, и там никто ни летом, ни зимой не живёт. Её никто не охраняет. Русским людям разрешается туда ходить. О том, что около молебной горы живут пять манси или другой народ, не манси, которых боятся манси, я лично этого не говорил нигде, в том числе и в милиции… Каких-либо людей посторонних, которых манси не знали, у нас в районе не имеется. Мы бы знали о постороннем народе, так как охотимся и встретили бы кого-нибудь… Отчего и как погибли туристы, я совершенно не знаю».

Скорее всего, манси Куриков просто посплетничал, сочинив историю о кровожадных незнакомцах. Гибель группы вызвала огромный резонанс и породила массу слухов, что вполне объяснимо.

Гора Молебный камень

Священная гора и реальный маршрут

Вершина горы Молебный камень действительно когда-то считалась у манси священной. Однако к концу 1950-х годов, когда народ уже был достаточно интегрирован в советское общество, старые культы отошли на второй план. И уж точно восхождение на гору не могло быть поводом для расправы. Кроме того, если сравнить маршрут дятловцев и расположение этой горы, становится очевидно, что она находится далеко в стороне от их пути.

Мансийские символы, сфотографированные Дятловцами во время похода

Мансийский лабаз — типичное хранилище для промысловиков

Среди проявленных плёнок, которые вели туристы, есть несколько кадров, где они запечатлены рядом с мансийскими указателями. Но их значение — не предупреждение о святилище, а скорее информационный знак, сообщающий о количестве охотников и принадлежности к определённому роду.

Валерий Анямов. Прямой потомок рода Анямовых, которых подозревали в нападении. Сегодня частый гость телешоу, посвящённых перевалу Дятлова

Слабые аргументы сторонников версии

В целом, аргументация приверженцев «мансийского следа» выглядит очень шаткой. Например, один из исследователей пытается разглядеть фигуры мансийских шаманов на фотографиях дятловцев (и, по его мнению, успешно). Другие пытаются представить кусочек медной проволоки и розовую тесьму, найденные в кармане Кривонищенко, как ритуальные предметы из разграбленного святилища.

Одно из так называемых «доказательств» слежки манси за туристами. Источник: https://cont.ws/@valentindeg

Если же объективно проанализировать общую картину происшествия, то расположение тел и характер травм ясно показывают, что гибель разных членов группы наступила в результате разных, не связанных между собой событий, но никак не криминального нападения. В действиях гипотетических нападавших теряется всякая логика. Если бы они хотели показательно наказать за осквернение святыни, то оставили бы явные следы преступления. Если же хотели инсценировать несчастный случай, то проще было бы скрыть тела и палатку так, чтобы группа исчезла бесследно. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что манси не имеют никакого отношения к трагедии на перевале Дятлова. |Т.У.|

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, то подпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями в социальных сетях. СПАСИБО!