В морозной дымке показались силуэты замерзших и заснеженных зданий на берегу Хатангского залива. Это то место, куда я так давно хотел попасть.
Мы подошли к 73 градусам и почти 40 минутам северной широты, медленно лавируя между трещинами и горбами в этой части моря Лаптевых.
Люди пришли сюда в 1939 году, выбрав это совершенно негостеприимное, труднодоступное и неподходящее место в качестве военного форпоста в восточной части Советского Заполярья.
Здесь, на берегу Северного Ледовитого океана напротив восточной оконечности Таймырского полуострова, на небольшом перешейке между Хатангским заливом и заливом Кожевникова на мысе Косистый, на протяжении многих десятилетий располагалась военная база с ПВО, пограничниками, связистами и авиацией.
В тогдашних секретных военных формах эта точка на карте имела очень странное название — «Москва-279». Рядом с военной базой также построена полярная метеостанция.
Позже выяснилось, что мыс Косистый имеет очень выгодное расположение для базирования полярной авиации, и этот аэродром, а позже аэродром стали использовать как дублирующий полярную Хатангу.
Для обеспечения работы военной базы, метеостанции, аэропорта также построен поселок-спутник с одноименным названием «Косисты".
Интересен тот факт, что в аэропорту не было привычной бетонной полосы. Вместо нее использовалась длинная коса, наполненная мелкой галькой и песком, вымытая за сотни лет.
Летом полосу закатывали и уплотняли, а зимой взлетно-посадочная полоса промерзала и достаточно было просто очистить ее от снега.
Для аэропорта построили даже двухэтажное главное здание с диспетчерской.
По рассказам знакомых, в аэропорту, кроме авиационных служб, была гостиница, узел связи с междугородним телефоном, почта, столовая и полицейский участок.
Формально аэродром принадлежал Хатангской эскадрилье, и Ан-2 регулярно летали из Хатанги в Косисты.
Но были и более серьезные автомобили «ушли». В начале 1970-х в Косистой садились Ил-14, Ан-24, транспортные Ан-12 и Ан-26.
Аэропорт часто использовался для отправки топографов, геологов и полярников на Таймыр и в северную Якутию.
Посадку совершили и ледовые разведывательные самолеты, курсировавшие по СМП от Диксона на восток.
После распада СССР стране стало не до Арктики, и военные быстро покинули эти места.
Обратите внимание: Обнаружил тубус с знаками «биологической опасности» на окраине военного аэродрома. Выясняю, что же это.
Гражданское население, которое обеспечивало жизнь военных, также постепенно начало покидать этот «райский» уголок на южном берегу Северного Ледовитого океана.В конце концов, в середине 1990-х годов эти места обезлюдели. Все застыло в это время. Летом на море и зимой сюда приезжали лишь редкие отважные экстремалы.
Но в начале 2010-х годов в Косистый пришли нефтяники из «Роснефти» и начали здесь большое разведочное бурение.
Тут даже умудрились построить вахтовый поселок с гостиницей для топ-менеджмента «Роснефти», но бурной деятельности нефть не нашла, закрыли к 2017 году. Также оставили часть техники и оборудования помимо армейского хлама из СССР.
А вот внутри зданий вахтовики умудрялись наделать много «дерьма», даже воровали вещи на сувениры. Даже стела «Косистый 279» была срублена.
Но внутри аэропорта все еще можно найти интересные объекты...
Пульт диспетчерского пункта, бухгалтерский сейф, остатки советской аппаратуры радиосвязи, документы по обслуживанию корабля в 1976 году и другие интересные вещи.
Но в основном это было за аэропортом - пожарные машины АДЦ-20(63)19М, винт Д470. Или радиовысотомеры ПРВ-13 в связке с РЛС П-37. И я вам об этом расскажу и покажу в отдельном репортаже от Косистой.
----
Больше интересных статей здесь: Туризм.
- Руководитель рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алексей Волоцков заявил
- Мы стремимся к тому, чтобы наши гости не только получали полезные знания о виноградарстве и виноделии в Краснодарском крае, но и увозили с собой яркие эмоции и незабываемые впечатления от