Сквозь ледяную морозную дымку начали проступать очертания застывших, укутанных снегом строений на побережье Хатангского залива. Наконец-то я добрался до места, о котором так долго мечтал.
Панорама в Косистах
Наш путь лежал за 73-й градус северной широты. Мы медленно и осторожно продвигались по морю Лаптевых, обходя ледяные торосы и трещины.
Суровое начало
Первые люди появились здесь в 1939 году. Сложно представить, что заставило их выбрать для военного форпоста столь негостеприимный, изолированный и суровый куток восточного Советского Заполярья. Но выбор был сделан.
Мыс Косистый, узкая полоска земли между Хатангским заливом и заливом Кожевникова, на долгие десятилетия стал домом для военной базы. Здесь размещались подразделения ПВО, пограничники, связисты и авиация, создавая щит на северных рубежах.
В секретных документах эта точка имела загадочное обозначение — «Москва-279». Рядом с военными обосновалась и полярная метеостанция, делившая с ними все тяготы арктической жизни.
Косистый аэропорт
Со временем выяснилось, что расположение мыса идеально подходит для полярной авиации. Местный аэродром стал дублером для аэропорта в Хатанге, принимая самолеты в случае непогоды или других сложностей.
Архивное фото косой середины 1970-х
Для обслуживания нужд базы, метеостанции и аэропорта рядом вырос целый поселок, получивший то же название — «Косисты».
Аэродром на косе
Самым удивительным здесь был сам аэродром. Вместо привычной бетонной полосы летчики использовали длинную природную косу, веками утрамбованную галькой и песком.
Архивное фото 1970-х годов. Взлетно-посадочная полоса на краю Хатангского залива
Летом ее дополнительно укатывали, а зимой, когда грунт промерзал насквозь, достаточно было лишь расчистить снег. Для нужд аэропорта возвели даже двухэтажное здание с диспетчерской вышкой.
По воспоминаниям, здесь были не только служебные помещения, но и гостиница, почта, столовая, узел связи с междугородней телефонной станцией и даже свой милицейский пункт.
Формально аэродром подчинялся Хатангской эскадрилье, и трудяги Ан-2 регулярно курсировали между Хатангой и Косистами.
Внутри аэропорта
Но садились здесь и куда более серьезные машины. В 1970-е годы на косе принимали Ил-14, Ан-24, а также транспортные Ан-12 и Ан-26.
Аэропорт служил важным перевалочным пунктом для геологов, топографов и полярников, отправлявшихся на просторы Таймыра и в северную Якутию. Сюда же заходили ледовые разведчики, курсировавшие по трассе Северного морского пути от Диксона на восток.
Забвение и новая жизнь
С распадом СССР государству стало не до отдаленных арктических баз. Военные покинули эти места одними из первых.
Обратите внимание: Обнаружил тубус с знаками «биологической опасности» на окраине военного аэродрома. Выясняю, что же это.
Гражданское население, которое все эти годы обеспечивало жизнь гарнизона, тоже постепенно стало уезжать из этого «райского», но такого трудного уголка Арктики.Остатки оборудования аэропорта.
К середине 1990-х жизнь здесь окончательно замерла. Время будто остановилось. Лишь изредка, летом на судах или зимой на снегоходах, сюда добирались редкие отчаянные путешественники.
Но в начале 2010-х годов в Косистый пришла новая сила — нефтяники «Роснефти», начавшие масштабные разведочные работы.
Они успели построить вахтовый поселок с гостиницей для руководства, но крупных месторождений так и не нашли. К 2017 году проект свернули, оставив после себя не только советское военное наследство, но и свой собственный след — брошенную технику и оборудование.
К сожалению, вахтовики оставили после себя не лучшие воспоминания. В зданиях царил беспорядок, многие вещи были растащены на сувениры. Даже памятная стела «Косистый 279» была срублена.
Следы прошлого
Но несмотря на все это, внутри аэропорта еще можно отыскать удивительные артефакты ушедшей эпохи...
Диспетчерский пульт, старый бухгалтерский сейф, фрагменты советской аппаратуры связи, документы по обслуживанию воздушных судов 1976 года — каждая такая находка рассказывает свою историю.
А за пределами зданий «кладбище» техники еще обширнее: пожарные машины АДЦ-20(63)19М, авиационные винты, радиовысотомеры ПРВ-13 в связке с РЛС П-37. Об этих и других находках я обязательно расскажу в отдельном репортаже из Косистого.
----
Больше интересных статей здесь: Туризм.
