Заброшенные штольни на берегу реки Сок — настоящий подземный город, раскинувшийся на несколько километров. Общая площадь всех ходов, включая обвалоопасные, свыше 210000 метров. Несмотря на то, что большая часть системы является аварийной, значительная её часть находится в удовлетворительном состоянии и доступна для посещения.
История этих мест обширна и достойна отдельной публикации, поэтому, ограничусь лишь базовыми сведениями о системе: первое упоминание о ней датируется маем 1940 года, когда здесь работали преимущественно заключенные Особстроя НКВД. Проходка велась буровзрывным способом
Первоначально добывали доломит, в послевоенный же период — щебень. Затем от добычи закрытым способом (штольни) отказались и стали работать открытым методом и начали рыть карьер.
Про штольни на некоторое время забыли, часть входов в неё обвалились, и система оказалась на долгие годы «законсервированной». Как спелеостологический объект пещеру открыли самарские спелеологи в начале «девяностых». С этого момента в поток исследователей только увеличивался. А в месте с ними, стали появляться артефакты, которых изначально в Сокских Штольнях не было и быть не могло.
Например, «подвесной» мост через несуществующую реку или огромная рукотворная паутина. Столь удивительные для заброшенных горных выработок имеют вполне логичное объяснение и является плодом неуёмной фантазии и безграничной энергии посетителей системы.
Кто конкретно из «диггеров» и когда возвёл эти сооружения неизвестно, но, по обрывочным сведениям, часть строений построили участники самарского спелеоклуба, а другу московские диггеры (Ваня Стоун, Геенка и другие). Если кто-то знает точнее, пишите в комментариях.
Многие подземные постройки имели вполне конкретное значения и выполняли роль ПБЛ (подземных-базовых лагерей) и были популярным место сбора любителей подземелий со всей страны. Один из таких лагерей украшенный разнообразным «хабаром» на фотографии ниже.
Некоторые же «экспонаты» не имели иной цели кроме как удивить посетителей заброшенных штолен. Например, вагонетка с участком рельсов, прикрепленная к потолку цепями.
Материалов для многих построек послужили деревянные крепи и остатки рудничной инфраструктуры в изобилии, встречающиеся в системе. Не смотря на относительную доступность, здесь все ещё достаточно любопытных артефактов: остатки вагонеток, мотовозов и узкоколейки.
Вот такое шикарное местечко есть в окрестностях Самары. Вход в систему, можно найти на любой популярной карте. Рекомендуется к посещению, только не забудьте убрать за собой мусор и отметиться в сайте. ?
Серия материалов: #urbexrussia (заброшенные места России)