Жизнь за мкадом. На воде и на суше

Сейчас много пишу о сибирском Севере, Енисее, культуре, быте, занятиях людей, населяющих эти замечательные края.

И что заметила. В советские времена народ в провинции имел лишь два транспортных средства с мотором. Именно в личном пользовании: лодка с мотором "Вихрь". И мотоцикл. "Иж" или "Урал". С коляской.

Грузовики, трактора в частные руки не продавались. Сейчас же какую только технику не встретишь на сибирском подворье, и даже в такой глубинке, куда даже вертолетом не долететь.

Лодка "Казанка". Мотор "Вихрь"

Да, четверть века ушло на это. Сначала "УАЗики" и "Нивы" прочно вошли в таежный быт, и до сих пор в нем остались. Затем навороченные иностранные внедорожники. Но совсем не факт, что эти навороты выдержат сибирский таежный экстрим. А "Нивы" и "УАЗы" выдерживают. Сейчас, говорят, "УАЗ Патриот" пришелся по нраву.

Сибирская картинка

Помню, приедешь в деревню, а там самый крутой парень тот, что с "Уралом". А теперь в порядке вещей зимой снегоход с нартами, а летом - квадроцикл. Хотя квадроцикл больше для городских бездельников, как говорят сельские. Приезжают кровь разогнать, да похвалиться дурной силушкой.

Но я о другом транспорте. О судах на воздушной подушке. Они пришлись по вкусу и военным, и спасателям, и охотникам, и рыбакам. Применяются в пассажиро- и грузоперевозках в труднодоступных районах, в том числе на рейсовых линиях. Ими пользуются там, где другие транспортные средства попросту не пройдут, а авиация экономически невыгодна.

Идея создания судна, в котором воздух будет закачиваться под днище, была предложена шведским философом Эммануилом Сведенборгом еще в 1716 году.

После него над этой идеей работали британцы Уильям Фруд и Джон Торникрофт, швед Густав Лаваль, австрийский инженер Дагоберт фон Томамюль, француз Шарль Терик и советский ученый Константин Циолковский.

Воплотить идею в жизнь частично удалось только в 1915 году. Австриец Дагоберт Мюллер фон Томамюляв сконструировал экспериментальный торпедный глиссер с нагнетанием воздуха под корпус.

Главным преимуществом этого катера должна была стать скорость. Однако на испытаниях нагнетание воздуха под корпус дало незначительный эффект и проект закрыли.

Русская «амфибия»: судно на воздушной подушке XG-8 (Санкт-Петербург)

Судно на воздушной подушке XG-8 на суше.

А знаете ли вы, что опытные катера на воздушной подушке были созданы в 1934-1939 годах под руководством советского конструктора Владимира Левкова.

Обратите внимание, насколько просто четыре человека разворачивают судно вручную, при его весе в 8,6 т.

В 1955 году британский изобретатель Кокерелл Кристофер подал заявку на патент конструкции СВП соплового типа. Было предложено использование гибкого ограждения (из прорезиненной ткани) для удержания воздуха под судном. Сперва эта идею восприняли несерьезно, но практика показала обратное.  «Юбка» стала новым витком в развитии СВП и используется по сегодняшний день.

Прошло более полувека, технология отточена и теперь это ни что-то экзотическое. А вполне понятное транспортное средство, которое состоит из корпуса, сделанного из алюминиевых сплавов и композитных материалов, морской силовой установки, маршевых и нагнетающих винтов.

Christy Hovercraft

Учитывая, что СВП работает в экстремальных условиях, насыщению судна уделяется особое внимание.

Обратите внимание: «Жизнь любимого Крыма в ноябре» Проблемы жителей из-за отсутствие туристов.

Все комплектующие  должны быть не только надежными, но и легкими в ремонте. И взаимозаменяемыми. Если вы заглохнете посреди замерзшей реки, то пока сделанная под заказ импортная деталь придет, река успеет растаять. Поэтому большая часть деталей добывается в ближайшем автомагазине.

Найти компанию, строящую СВП в России, не составляет труда. Интернет пестрит сайтами производителей.  Большинство из них собирают катера из отечественных материалов и оборудования. Особой популярностью пользуются заводы про производству СВП: в Санкт-Петербурге "Christy Hovercraft" и "Север" в Красноярске .

Вот на такой "Пиранье" сотрудники Хакасского биосферного заповедника "Позарым" преодолевают пороги Малого Абакана, и добираются до заимки Агафьи Лыковой

Большое количество производителей объясняется огромным спросом на эти вездеходы. География страны и условия работы транспорта на севере сформировали рынок услуг с привлечением транспорта на воздушной подушке.

Я не специалист, чтобы описывать технические достоинства этих прекрасных в моем понимании судов. На каких заводах они производятся, какова их цена - в интернете полно информации.

А вот с эстетической стороны - моя тема. Это как с мужчинами. Одним барышням нравятся хипстеры, веганы, мажоры и, кто там еще благоухает дорогим одеколоном на городских подмостках? А другим - крепкие, сильные, так сказать, "брутальные" парни.

Не побоюсь сравнения, но современные российские катера и лодки на воздушной подушке - это и есть те самые "брутальные парни". Но к тому же и красавцы, как на подбор. Поверьте, глаз не оторвать.

Катер "Стрелец"

Начнем с военных катеров. Им первое место в рейтинге мачо на воздушной подушке. Вот где мощь и красота в одном флаконе.

Это малый десантный корабль "Евгений Кочешков". Недавно, говорят, эстонцы заметили его в Балтийском море и впали в истерику. И есть отчего.

А тут МДК "Евгений Кочешков" на учениях.

Или еще один МДК - "Зубр". Впечатляет?

А это "Зубр" на воде.

Десантный катер "Мурена"

"Мурена" в походе.

Военная лодка-амфибия "Ирбис"

Амфибия, а мчится, что касатка.

А дальше катера и лодки на воздушной подушке, с которыми хоть в пир, хоть в мир, хоть Родину защищать на боевых рубежах.

Прекрасен "Мираж" в ледяной пустыне.

А как хороша "Арктика"

Сибиряки не на медведях, а на таких лодках на рыбалку ездят.

Катран - это маленькая и безобидная акула на Черном море. Как видите СВП "Катран" - "акула" крупная. С вооружением и вовсе опасная.

Красноярский "Марс". Не страшна шуга на Енисее.

Забавный, с виду, почти игрушечный "Нептун".

"Славир" - по снегу, как на лыжах.

"Стрелец" - любим рыбаками, егерями, инспекторами рыбохраны и сотрудниками МЧС

А это мощный "Хивус" - создание красноярцев.

И это "Хивус". "Звезда - крутейший, судя по всему, катер.

И это лишь малая часть судов на воздушной подушке российского производства, которая, что по воде, что посуху. Там, где танк не пройдет, куда самолет не долетит. В самой, что ни есть, российской глубинке. За тысячи верст от столиц. За МКАДом.

#жизнь за мкадом #сибирь #север россии

#200 лет енисейской губернии #туризм в россии

#экстрим #приключения #крайний север

#суда на воздушной подушке

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Жизнь за мкадом. На воде и на суше.

Написать комментарий