Секрет всемирного признания финской архитектуры: от народных традиций к вершинам модернизма

22 ноября в зале “Чацкий” на цокольном этаже отеля “Метрополь” состоится круглый стол с участием друзей и авторов нашего журнала "Человек и мир. Диалог". Среди спикеров - Мария Лавренченко, старший научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева. Её статья о Финляндии "Старинная и современная" будет опубликована в новом номере журнала. Здесь представляем небольшой отрывок.

Многовековой путь к уникальному стилю

Архитектурная история Финляндии напоминает долгий и вдумчивый диалог нации с самой собой, поиск того самого, неповторимого голоса. Этот поиск увенчался настоящим триумфом в прошлом столетии, когда финский архитектурный язык зазвучал на весь мир с небывалой уверенностью и силой. Путешествуя по стране, можно стать свидетелем этой удивительной эволюции: от скромных деревянных домов XVIII–XIX веков, в которых жив дух народного зодчества, до смелых творений Алвара Аалто, ставшего одним из столпов мирового модернизма и интернационального стиля.

Финский северный модерн завораживает суровой поэзией, образами из эпоса «Калевала» и дикой природы. Классические ансамбли порой вызывают ассоциации с Санкт-Петербургом, а древние шведские замки, пережившие не одну осаду в XVI–XVIII веках, молчаливо хранят память о бурном прошлом.

Раума: живая память деревянной Финляндии

На берегу Ботнического залива, недалеко от Турку и Тампере, находится один из древнейших городов страны — Раума. Его история уходит корнями в Средневековье, а богатство многие века приносила морская торговля. Главная жемчужина города — Старая Раума, прекрасно сохранившийся деревянный центр XIX века. На главной площади высится двухэтажная ратуша (Rauman kauppatori) 1776 года с изящной неоклассической башней, вокруг — старинные торговые ряды и уютные улицы с одноэтажными домами.

фото: https://www.facebook.com/raumafi/photos

Не зря говорят, что только здесь можно по-настоящему прочувствовать атмосферу старинного финского города из дерева. В других крупных центрах подобная застройка либо сменилась каменной, либо пала жертвой опустошительных пожаров.

Обратите внимание: 1000 и 1 причина посетить Узбекистан. Созерцание орнамента.

В Старой Рауме уцелело около 600 исторических зданий, и весь этот уникальный ансамбль по праву входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь бок о бок стоят и простые жилища ремесленников, и роскошные усадьбы зажиточных купцов.

Рождение легенды: национальный романтизм и трио гениев

Когда речь заходит о национальном романтизме рубежа XIX–XX веков, финское направление выделяется особой выразительностью и самобытностью. Его главными проводниками стали три талантливейших архитектора: Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен. Объединившись в 1886 году в бюро «Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен» (Arkkitehtitoimisto Gesellius, Lindgren, Saarinen), они покорили мир, создав павильон Финляндии для Международной выставки в Париже в 1900 году. Этот успех стал их международным триумфом.

фото: https://www.facebook.com/raumafi/photos

Одним из самых ярких и личных их проектов стала вилла Виттреск, построенная как дом-студия для их семей на берегу живописного озера Виттреск-ярви (Белое озеро), вдали от городской суеты. Это решение было довольно смелым для коммерческого предприятия.

Жизнь в этом доме была полна драматических поворотов: со временем Элиэль сблизился с сестрой Гезеллиуса Лоей, а сам Гезеллиус женился на первой супруге Сааринена, Матильде. Как ни парадоксально, больше всех эти перипетии задели Линдгрена, что в итоге привело к распаду творческого союза. Тем не менее, именно здесь были созданы проекты некоторых их знаковых построек.

фото: https://www.mishanita.ru/2016/06/27/27167/

Вилла, напоминающая средневековый замок, состоит из нескольких крыльев, где разместились студия, столовая, библиотека, детские и спальные комнаты. В интерьерах причудливо переплелись национальные орнаменты и эстетика модерна. В отделке доминируют натуральные материалы: своды украшены росписями, окна — витражами, а внешние стены облицованы лемехом, обработанным деревом и местным гранитом.

фото: https://www.mishanita.ru/2016/06/27/27167/

С невысокой башни, спроектированной Гезеллиусом, открывается прекрасный вид на озеро и окружающие леса. На том же берегу трио архитекторов построило похожую виллу Витторп для Роберта Эмиля Вестерлунда. К её главному зданию со стороны воды ведёт гранитная лестница, комплекс венчает бело-зелёная башня, а фасады сознательно сделаны асимметричными, что было смелым шагом для того времени.

Полностью статья будет опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог» № 1 (6), январь – март 2022 г.

Мария ЛАВРЕНЧЕНКО, старший научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева

#финляндия #жизнь в финляндии #туризм в финляндию #путеводитель по финляндии #история финляндии #путешествия по миру #архитектура #удивительные места

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: В чем причина всемирного успеха финских архитекторов?.