О преимуществах VR-технологий в образовании написаны сотни статей. Вовлеченность учеников, интерактивность, наглядная подача материала с погружением – все это неоспоримые преимущества виртуальной реальности для детей. Формат, который изначально разрабатывался для игровой индустрии, успешно был взят на вооружение армией для отработки отдельных навыков пилотов, а позже – перешел и в школьные образовательные программы.
Но действительно ли нашлось место для использования виртуальной реальности в российском образовании? Или эта технология только начинает «пробивать» дорогу в школьные классы? Давайте разберемся, как выглядит ситуация на самом деле.
Место VR в школах России
Основной инструмент для проведения занятий с использованием виртуальной реальности – наборы ClassVR. Именно эти шлемы с доступом к образовательному контенту стали основой закупок государственных и частных школ. Под VR-занятия разработаны с десяток учебных планов. Но с определенными ограничениями. Для проведения интерактивных занятий с VR подходят только уроки по истории, естественным наукам, искусству и культуре, а также основам правил безопасности. С чем связанно такое малое количество образовательного VR-контента? 95% всего контента для виртуальных шлемов в образовании представлены неинтерактивными видео с функцией обзора на 360°.
Примеры:
- География. Возможность прямо в школьном кабинете посетить крупнейшие озера, наблюдать климатические особенности северных регионов, отправиться в короткое путешествие в пустыню или на вершину горы.
- Биология. Возможность увидеть работу организма изнутри: движение кровеносных тел, насыщение клеток кислородом, действие вредных бактерий и вырабатываемых иммунитетом антител. Также с помощью виртуальной реальности можно наглядно изучать анатомию человека.
- Химия. Наблюдение за реакциями химических веществ, движением атомов и присоединение их к молекулам в удобном масштабе. Школьники могут детально изучать протекающие процессы на молекулярном уровне вместо использование обычных дидактических материалов.
При правильном подходе, виртуальные технологии в обучении могут разнообразить учебный процесс и стимулировать детей к получению новых знаний. Но, опять же, практика российских школ показывает совсем другую реальность. Внедрение VR в наши школы тормозит 4 фактора:
- Высокая стоимость VR-оборудования. Шлемы и очки только постепенно поступают в столичные образовательные учреждения и частные школы.
- Низкая технологическая грамотность. Связанно это с возрастной категорией педагогов, которых, к сожалению, большинство в российских школах.
- Проблемы с интеграцией VR в действующие программы. Многие школы попросту не знают, как использовать оборудование виртуальной реальности на практике. Для них это – дорогая и непонятная «игрушка».
- Малое количество образовательного контента. Почти 70% образовательного контента для ВР разрабатывается заграницей и как результат – отсутствие русскоязычных версий. Эта проблема будет решена в течение ближайших лет, но все равно сейчас оказывает решающее влияние.
Реальная VR-практика с использованием погружения детей в виртуальный контент есть только у частных школ России. Связанно это с их независимостью по части внедрения новых технологий, а также наличием субсидий. Но уже сейчас теоретически позволить оборудование виртуальной реальности может любая школа – шлемы доступны в открытой продаже, поставляются вместе с методическими пособиями, а также комплексной поддержкой от производителей для внедрения в школьную программу.
«Я не принимаю современные мультимедийные средства в обучении, но понимаю, что нельзя говорить с детьми о достижениях в физике, показывая им картинки на бересте» – цитата одного из учителей в российской школе.
Согласитесь, с этим трудно поспорить!