Страх санкций и закрашенные логотипы: как запускали поезда в Крым и кто за это поплатился

Американские власти обновили санкционные списки, и поводом стал запуск железнодорожного сообщения из Москвы и Санкт-Петербурга в Крым. Интересно, что самый первый рейс сопровождался довольно показательным инцидентом: на ведущем локомотиве кто-то постарался замазать логотип РЖД. Как выяснилось позже, это была не случайность, а попытка уберечь российского железнодорожного гиганта от возможных ограничений.

Настоящий страх перед санкциями у российского бизнеса появился после истории с авиакомпанией «Добролет». Она, по сути, стала предшественником нынешней «Победы» и свои первые рейсы выполняла как раз в Симферополь. После того как Евросоюз ввел ограничения, авиаперевозчику пришлось не только свернуть крымское направление, но и полностью уйти с рынка. Этот прецедент стал суровым уроком для всех.

Именно поэтому в Крыму до сих пор не представлены крупные федеральные сети и компании. Вы не найдете там отделений Сбербанка или «Почты России», не работают «Пятерочка», «Магнит» или «Дикси». Из мобильных операторов остался только МТС, который присутствовал на полуострове и до 2014 года. Все остальные предпочли не рисковать.

Железнодорожный компромисс

Железнодорожники на протяжении пяти лет действовали по схожей схеме, максимально дистанцируясь. Официально РЖД в Крым не заходили, а вся логистика легла на плечи государственного предприятия «Крымские железные дороги». Сначала даже обсуждалось, что КЖД будет заниматься и пассажирскими перевозками, но потом решили передать это направление перевозчику с «большой земли».

Выбор пал на компанию «Гранд Сервис Экспресс». До этого она была известна в основном своим премиальным поездом «Гранд Экспресс», курсирующим между двумя столицами. Теперь же на нее возложили ответственную и весьма рискованную миссию.

Страх перед санкциями проявлялся во всем. Например, купить билет на крымский поезд через официальный сайт РЖД было невозможно. Да и сами локомотивы РЖД не пересекали Керченский пролив. На крымской земле состав перецепляли к локомотивам Крымской железной дороги.

Именно с локомотивами связан тот самый курьез, который многие заметили. При запуске первого поезда из Петербурга на его «носу» красовался электровоз с аккуратно, но заметно закрашенной эмблемой РЖД. Это выглядело как наивная попытка сделать вид, что компания к этому не причастна.

Позже от этой практики отказались даже в Петербурге, а на других маршрутах логотипы и вовсе не скрывали. В сети, конечно, это породило волну шуток: мол, теперь американские власти точно не догадаются, кто стоит за этими перевозками. Однако смех оказался преждевременным.

Санкции настигли

В конце января пришли первые конкретные последствия. США ввели санкции против самого перевозчика — «Гранд Сервис Экспресс», а также против его генерального директора Александра Ганова и ряда крымских политиков. Примечательно, что РЖД в этот раз в список не попала.

В «Гранд Сервис Экспрессе» уже отреагировали на новость, заявив, что санкций не боятся. Что, в общем-то, логично: ведь именно из-за этого страха их, по сути, и выбрали для выполнения этой роли — быть «буфером» между санкционными рисками и государственной железнодорожной монополией.