Вчера я вспоминал события 2016 года, когда Ливан оказался на грани настоящей экологической катастрофы. Причиной стал не внезапный кризис, а многолетнее безразличие властей к системе утилизации отходов. После закрытия последней переполненной свалки мусор просто перестали вывозить на протяжении нескольких месяцев. Столица Бейрут и другие города погрузились в зловоние, улицы превратились в стихийные свалки, что вызвало волну народного гнева.
Ситуация накалилась до предела: массовые протесты против жизни «в помойке» привели к отставке правительства, а на политической арене активизировались радикальные группировки, в том числе одна, запрещённая в России. Властям срочно пришлось искать выход из мусорного тупика.
Первой идеей стала попытка продать гигантские объёмы накопленных отходов на переработку в Европу. Однако европейские заводы, уже загруженные своими контрактами, отказались — они физически не могли принять такое количество мусора в ближайшие годы. Проблема оставалась нерешённой, а кучи отходов продолжали расти.
Неожиданный «спаситель» из России
И вот в этой напряжённой ситуации в информационном поле неожиданно появилась Россия. Вернее, сначала по миру разошлись шокирующие фотографии, которые опубликовали крупнейшие агентства — AP, Reuters, Франс Пресс, Синьхуа. На снимках была запечатлена так называемая «мусорная река» — длинные ряды мешков с отходами, вытянувшиеся вдоль дороги Эль-Джудейда в Бейруте. Кто-то из журналистов даже иронично назвал это зрелище «новой достопримечательностью ливанской столицы».
Это и были те самые тонны мусора, собранные с улиц после кризиса. Естественно, все задались вопросом: кто же согласится принять 5 миллионов тонн отходов? И тут в расследованиях журналистов всплыли российские следы — Краснодарский край и даже упоминания о структурах, связанных с бизнесменом Геннадием Тимченко (на это, в частности, указывала публикация РБК от мая 2015 года).
В СМИ стали серьёзно обсуждать якобы заключённое соглашение о ввозе ливанского мусора на один из полигонов Краснодарского края. Речь шла именно о захоронении, а не о переработке — в России просто не было мощностей, чтобы справиться с таким объёмом. Пока экологи и активисты били тревогу, а журналисты копали глубже, мусор уже начали готовить к отправке морем — его стали свозить в порт.
Скандал и счастливый финал
К счастью, этим планам не суждено было сбыться — мусор в Россию так и не попал. Всё решила громкая огласка. Сначала вскрылось фальшивое письмо Минприроды РФ, в котором якобы давалось разрешение на ввоз отходов. Само министерство быстро открестилось от этого документа. Затем «Стройтрансгаз» (компания, связанная с Тимченко) официально заявил, что не планирует и не планировал подобных сделок. К тому же, такая операция нарушала бы международную Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов.
В итоге весь этот гигантский объём мусора остался в Ливане. Для его хранения севернее Бейрута построили специальный прибрежный полигон с бетонной защитной стеной, которая должна предотвратить попадание отходов в воды Средиземного моря.
Следите за продолжением моих репортажей из Ливана и послевоенной Сирии: на этом канале каждый день выходит два новых материала.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru или канал в телеграме https://t.me/travelmaniac_ru, чтобы следить за всеми путешествиями в режиме онлайн: в сторис и публикациях.
