В РЖД продолжают делиться амбициозными планами и проектами, которые рисуют картину комфортного будущего для пассажиров. Сейчас в центре обсуждений оказалась идея создания двухэтажных электропоездов, причем не только с классическими сидячими местами, но и со спальными вагонами. Предполагается, что такие составы могли бы курсировать из Москвы в южные регионы. Однако пока это лишь концепция, которую предстоит детально проработать и воплотить в жизнь.
Что такое двухэтажная электричка
Разговоры о том, что предприятие «Уральские локомотивы» может наладить выпуск двухэтажных электропоездов на платформе немецких «Ласточек», ведутся уже несколько месяцев.
Конкретных проектов или готовых технических решений пока не представлено (либо они не разглашаются). Изначально речь шла именно об электричках для пригородного сообщения. Теперь же идея эволюционировала: обсуждается создание поезда дальнего следования, который кардинально отличался бы от существующих аналогов.
Многие пассажиры не задумываются о ключевом различии между электричкой и обычным поездом дальнего следования. Если упростить, главное отличие — в системе тяги. Классический состав везет локомотив. В нем установлен очень мощный двигатель, способный сдвинуть с места десятки тяжелых вагонов.
В электропоезде же менее мощные моторы распределены по составу — обычно они размещены в каждом втором вагоне. Внешне электропоезд легко узнать по токоприемникам на крыше моторных вагонов. В поезде на локомотивной тяге токоприемники есть только у локомотива.
На сегодняшний день в России единственные электропоезда, которые используются для дальних маршрутов, — это «Сапсаны» и «Ласточки». Однако ни один из них не предлагает спальных мест. В то же время в странах с развитой железнодорожной инфраструктурой, таких как Китай и Япония, спальные вагоны в электропоездах — уже давно не редкость.
Любопытно, что в России двухэтажные электрички уже есть. Речь о составах, которые компания «Аэроэкспресс» использует на маршрутах до аэропортов Внуково и Домодедово. Эти поезда были произведены швейцарской фирмой Stadler на заводе в Белоруссии.
«Он сможет быстрее разгоняться и тормозить»
Если «Уральским локомотивам» удастся разработать такой поезд, РЖД готовы приобрести до 1600 вагонов этого типа.
«Нам важно понимать технические характеристики, смогут ли они реализовать наши требования. Если получится, то, как указано в меморандуме, речь может идти примерно о 1600 вагонах. Мы хотим создать вагон смешанного типа, где будут и сидячие места, и спальные, и купе повышенной комфортности (СВ). И чтобы все это сочеталось в одном составе», — пояснил заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов.
Ожидается, что технический проект нового подвижного состава будет готов до конца года. В одном составе планируется до 10 вагонов, причем их можно будет сцеплять и расцеплять в зависимости от потребностей маршрута.
«Например, из Москвы отправляется состав из 20 вагонов, доезжает до Краснодара. Затем одна часть едет в Анапу, другая — в Адлер. После выполнения рейса они снова соединяются. Хотелось бы запустить такие поезда на южные направления», — приводит слова Пегова ТАСС.
Пегов также объяснил, в чем заключаются преимущества такого состава:
«У этого поезда будет более высокая тягово-энергетическая оснащенность, он сможет быстрее разгоняться и тормозить. Поэтому само движение станет более плавным и динамичным, что позволит сэкономить время в пути», — отметил замглавы РЖД.
За 20 часов до Сочи
Стоит отметить, что идея запустить электропоезд на юг — не нова. Еще около десяти лет назад, когда между Москвой и Петербургом только начал курсировать «Сапсан», в РЖД уже говорили о возможности запуска аналогичного поезда со спальными вагонами до Сочи. Однако тогда эти планы так и остались на уровне разговоров.
На фоне обсуждений о двухэтажной электричке в Адлер появилась еще одна оптимистичная новость. В РЖД заявили, что рассматривают возможность сократить время в пути по маршруту Москва – Адлер до 20 часов. Сейчас самые быстрые поезда преодолевают это расстояние примерно за сутки.
«Мы работаем над тем, чтобы сокращать время до Адлера. Думаю, если все пойдет по плану, после всех модернизаций и реконструкций мы сможем укладываться в 20 часов», — сообщил Пегов.
Он уточнил, что на этом маршруте существует сложность с совмещением графиков пригородного и дальнего сообщения. «Поезд выезжает из Москвы, затем проходит по Юго-Восточной дороге, через Ростов, Краснодар, а дальше вдоль берега попадает в плотный параллельный график. Разогнаться просто не получится», — пояснил он (цитата по РИА Новости).
Лично я скептически отношусь к обеим идеям — и к 20 часам пути до Адлера, и к появлению двухэтажной «Ласточки», по крайней мере, в ближайшие пять лет. Но почему бы иногда не помечтать о железной дороге в прекрасной России будущего...
