Как тушат пожары на нефтяных гигантах: система CO2-пожаротушения на танкерах

Когда речь заходит о пожарной безопасности на танкере, традиционные средства вроде ящика с песком или пожарного щита с багром и лопатой оказываются совершенно бесполезными. Эти инструменты просто не рассчитаны на масштабы и специфику таких судов.

Не секрет, что основным грузом танкеров является нефть — легковоспламеняющееся вещество, делающее любую искру потенциально катастрофической. Пожар, добравшийся до грузовых танков, грозит не просто повреждением судна, а масштабной экологической и экономической катастрофой. Именно поэтому система пожаротушения — это не просто часть оборудования, а центральный элемент жизнеобеспечения всего судна. Её проектирование — сложнейшая инженерная задача, учитывающая колоссальные размеры танкера, архитектуру его помещений и, главное, характер перевозимого груза.

Гигантская палуба с трубопроводами танкера «Умба» грузовместимостью 300 тысяч тонн нефти

Можно ли потушить пожар на танкере? Да, и вот как

Хорошая новость: современные технологии позволяют эффективно бороться с огнём даже в таких условиях. Более того, на борту используется не одна, а целый комплекс систем пожаротушения, каждая для своей зоны.

Всё дело в том, что не каждое возгорание одинаково опасно для судна. Помещения классифицируются по степени критичности. Для пяти ключевых зон, от которых напрямую зависит живучесть танкера, предусмотрена самая мощная система — углекислотная (CO2). Именно она считается последним аргументом в борьбе с самыми серьёзными пожарами.

Помещение системы CO2-пожаротушения на танкере «Штурман Скуратов»

Моряки шутят, что если CO2 не помогла, то танкеру уже ничего не поможет, и единственное, что остаётся — срочная эвакуация. Это подчёркивает её статус как основного средства спасения.

Почему углекислый газ — лучший «пожарный» на море?

Принцип работы этой системы одновременно гениален и прост: огонь тушится не водой или пеной, а углекислым газом. Этот метод считается одним из самых экологичных, безопасных для оборудования и даже экономически оправданных.

В отличие от воды, CO2 не затапливает отсеки, не повреждает электронику и ценные грузы. В отличие от пены, он не оставляет после себя трудноудаляемых следов и загрязнений. Газ просто заполняет пространство, вытесняя из него кислород — главный «союзник» пламени.

Баллоны с углекислым газом для системы CO2-пожаротушения хранятся в специальном помещении, и всегда готовы автоматически сработать в случае необходимости.

Как это работает на практике?

Реализация идеи требует тщательной подготовки. В помещение, где обнаружено возгорание, под высоким давлением через специальные сопла в потолке подаётся огромный объём CO2. Газ быстро замещает кислород, лишая огонь возможности гореть. По нормативам морского Регистра, 85% расчётного объёма газа должно быть подано в критические зоны (машинное отделение, помещения с горючими жидкостями) всего за две минуты.

Сопла системы СО2-пожаротушения на танкере

Почему CO2 не используют везде?

У этой системы есть три ключевых требования, которые сложно выполнить в обычных зданиях: 1) помещение должно быть герметичным, 2) в нём не должно быть людей (газ смертелен для человека), 3) система должна быть всегда в полной боевой готовности. На танкере эти условия реализуемы.

Схема распределения количества углекислого газа по помещениям танкера «Штурман Скуратов»

Возьмём для примера танкер «Штурман Скуратов». На его борту в специальном отсеке находится 208 баллонов с CO2. Они рассчитаны на тушение в самых опасных зонах: машинном отделении, у палубных насосов, в дизель-генераторных. При срабатывании датчиков пожара двери и заслонки в проблемном отсеке автоматически герметизируются, и система впрыскивает строго рассчитанную порцию газа. На машинное отделение, например, может быть направлен запас со всех 208 баллонов.

Световая сигнализация о пожаре, шлюпочной эвакуации, срабатывания СО2 или водяной системы пожаротушения.

А что же экипаж? У людей есть примерно минута, чтобы покинуть зону перед запуском CO2. Их предупредит громкая сирена и мигающие красные лампы по всему помещению.

Главная задача и другие системы

Основная стратегия при пожаре на современном танкере — локализовать огонь в том отсеке, где он начался. CO2-система предназначена для самых опасных из них. В жилых каютах, камбузах, офисах и других вспомогательных помещениях действуют более привычные системы: водяные, пенные или спринклерные. Они также автоматизированы и достаточно мощны, чтобы справиться с локальным возгоранием.

Стандартная водяная система пожаротушения на танкере

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме он-лайн в сторис и публикациях.