Титулы и гордыня: о чём говорит обращение «Его высокопреосвещейнешее Высокопреосвященство»

В своей ленте в социальной сети я наткнулся на фотографию одного документа. Это была объяснительная записка, адресованная митрополиту от священника, который, как и многие его коллеги, подписал обращение против возобновления политических репрессий в нашей стране. Текст этого документа приведён ниже.

Суть и форма

Мужеству этих священнослужителей можно только аплодировать, а содержание их объяснительной вызывает глубокое уважение... но сейчас я хочу обратить внимание на другое.

Сама форма титулования, принятая в официальном церковном делопроизводстве, заставляет задуматься. Речь уже не столько о моральном облике авторов этих формулировок (хотя и это вопрос), сколько об их психическом здоровье. Подобные словесные конструкции выглядят более чем странно.

Почему это абсурдно

Во-первых, это просто невозможно выговорить. Честно попробуйте — язык сломаете.

Во-вторых, это демонстративное отсутствие скромности, чтобы не сказать больше. Это уже не просто гордыня, которая считается смертным грехом, а её наивысшее, торжествующее проявление, её апофеоз.

В-третьих, это попросту смешно. Сочетание выглядит нелепо и даже содержит тавтологию, что лишь усиливает комический эффект.

Корень проблемы

Всё это было бы просто забавным курьёзом, если бы не было так печально. Конечно, можно списать это на традицию, предположить, что такое обращение уходит корнями в глубь веков и теперь просто механически перенесено в компьютерный шаблон.

Но суть проблемы как раз в том, что эта форма живёт не только на бумаге. Она прочно укоренилась в сознании, сердцах и душах тех, кто сегодня определяет курс Русской Православной Церкви.

Именно эта внутренняя установка прекрасно сочетается со всеми теми историями о дворцах, дорогих часах и циничных высказываниях некоторых иерархов, которые, судя по всему, искренне верят в свою особую, богоизбранную природу и исключительное положение.