Мечты о двухэтажной электричке Москва – Сочи: спальные вагоны и 20 часов в пути

РЖД вновь делится планами, которые пока больше похожи на мечты о светлом будущем. На этот раз речь идет о создании двухэтажных электропоездов для дальних маршрутов, причем не только с привычными сидячими местами, но и со спальными вагонами. Предполагается, что такие составы могли бы связать Москву с южными курортами. Правда, сам поезд еще только предстоит спроектировать и построить с нуля.

Электропоезд «Ласточка». Фото: wikimedia

Что такое двухэтажная электричка

Слухи о том, что «Уральские локомотивы» могут наладить выпуск двухэтажных электропоездов на платформе немецких «Ласточек», ходят уже несколько месяцев.

Пока что это лишь разговоры — конкретных проектов или хотя бы эскизов публике не демонстрировали. Изначально идея касалась электричек в их традиционном, пригородном формате. Теперь же вектор сместился в сторону поездов дальнего следования, которые должны стать чем-то принципиально новым для наших дорог.

Многие пассажиры не видят разницы между электричкой и обычным поездом, но она фундаментальна и кроется в системе тяги. Классический состав тянет локомотив — мощная машина, способная сдвинуть с места десятки тяжелых вагонов.

В электропоезде же двигатели распределены по составу (обычно они стоят в каждом втором вагоне) и каждый из них менее мощен. Внешне такой состав легко узнать по множеству токоприемников на крышах, в то время как у поезда с локомотивом они есть только на самом электровозе.

Электропоезд «Сапсан». Фото: wikimedia

На сегодня в России в дальнем сообщении работают только «Сапсаны» и «Ласточки», и все места в них — исключительно сидячие. А вот в странах с более развитым железнодорожным сообщением, таких как Китай или Япония, спальные вагоны в составе электропоездов — давно не редкость.

Японский ночной спальных двухэтажный поезд.

Любопытно, что двухэтажные электрички в России уже есть — это составы «Аэроэкспресса», которые курсируют из Москвы в аэропорты Внуково и Домодедово. Их производит швейцарская компания Stadler на своем заводе в Белоруссии.

Электропоезд ЭШ2, «Аэроэкспресс». Фото: wikimedia

«Он сможет быстрее разгоняться и тормозить»

Если проекту двухэтажного электропоезда дальнего следования дадут зеленый свет, РЖД готовы приобрести до 1600 таких вагонов.

«Нам важно понимать технические возможности производителя, сможет ли он реализовать наши требования. Если да, то, как указано в меморандуме, речь может идти о заказе примерно на 1600 вагонов. Мы хотим создать вагон смешанного типа, где будут и сидячие места, и спальные купе, и вагоны повышенной комфортности (СВ). И чтобы все это сочеталось в одном составе», — поделился планами заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов.

Ожидается, что технический проект нового подвижного состава будет готов до конца года. Составы планируют делать модульными — до 10 вагонов, которые можно будет сцеплять и расцеплять в пути.

«Представьте: из Москвы отправляется состав из 20 вагонов, доезжает до Краснодара. Далее один сегмент уходит в Анапу, другой — в Адлер. А на обратном пути они вновь соединяются. В первую очередь мы хотели бы направить такие поезда на популярные южные направления», — приводит слова Пегова информагентство ТАСС.

Вокзал в Адлере. Фото: wikimedia

Замглавы РЖД также объяснил, в чем будут заключаться ключевые преимущества нового состава:

«У такого поезда будет выше тягово-энергетическая оснащенность, что позволит ему быстрее разгоняться и эффективнее тормозить. За счет этого движение станет более плавным и динамичным, что, в свою очередь, поможет сэкономить время в пути», — отметил Пегов.

За 20 часов до Сочи

Стоит отметить, что идея запустить электропоезд на юг — не новинка. Еще лет десять назад, когда только запускали «Сапсан» между двумя столицами, в РЖД уже рассуждали о возможности пустить аналогичный, но со спальными вагонами, до Сочи. Однако дальше разговоров дело тогда не пошло.

На фоне этих амбициозных планов по двухэтажным поездам появилась и другая обнадеживающая новость. В РЖД заявили, что теоретически могут сократить время пути из Москвы в Адлер до 20 часов. Сейчас самые быстрые поезда преодолевают это расстояние примерно за сутки.

«Мы работаем над тем, чтобы сокращать время в пути до Адлера. Думаю, если все сложится благополучно, после всех необходимых модернизаций и реконструкций инфраструктуры мы сможем укладываться в 20 часов», — сообщил Пегов.

Он уточнил, что основная сложность на этом маршруте — необходимость совмещать график движения пригородных электричек и поездов дальнего следования. «Состав выезжает из Москвы, затем проходит по Юго-Восточной дороге, через Ростов и Краснодар, а дальше вдоль берега ему приходится двигаться в общем потоке. На таких участках просто негде развить высокую скорость», — пояснил он в интервью РИА Новости.

Лично я скептически отношусь к перспективе увидеть двухэтажную «Ласточку» до Адлера или 20-часовой путь до Сочи в ближайшие пять лет. Но, как говорится, мечтать о комфортном железнодорожном будущем своей страны никто не запрещает...