Неожиданное сходство: как планировка Зимнего дворца роднит его с хрущёвками

На первый взгляд, Зимний дворец в Санкт-Петербурге и типовые панельные хрущёвки кажутся абсолютными противоположностями. Один — воплощение имперского величия и роскоши, другие — символ массовой, скромной застройки. Однако, размышляя об их архитектуре, я осознала удивительную параллель. Общее между ними есть, и кроется оно в планировочном решении. Только в случае дворца это была осознанная традиция своей эпохи, а в случае «хрущёвок» — часто критикуемый недостаток типового проекта.

Великолепие Зимнего дворца

Знаменитый Зимний дворец, который сегодня знает весь мир как главное здание Эрмитажа, был возведён в 1754—1762 годах по проекту гениального архитектора Бартоломео Растрелли. Его пышный барочный фасад стал одним из символов Северной столицы. Сейчас, будучи частью музея, дворец открыт для всех, и каждый может оценить не только внешнее убранство, но и пройтись по его бесконечным залам.

Поднявшись по парадной Посольской лестнице, посетитель попадает в череду торжественных залов. Но если углубиться дальше, открывается мир множества меньших по размеру комнат, которые соединены между собой особым образом.

Секрет планировки: анфилада

Эти комнаты расположены анфиладой. Анфиладная планировка — это когда помещения следуют одно за другим, и попасть в следующую комнату можно только пройдя через предыдущую, а не из общего коридора. Это была стандартная практика для жилых и парадных покоев в XVIII — первой половине XIX века.

Конечно, такая организация пространства характерна не только для Зимнего дворца, но и для многих исторических зданий той поры. Дворец — просто самый яркий и доступный пример. Прекрасно иллюстрирует этот принцип и картина Ф.П. Толстого «Семейный портрет» (1830), где мы видим ряд комнат, уходящих вглубь полотна.

Интересно, что потребность в изолированных комнатах с отдельным выходом в коридор сформировалась у общества лишь во второй половине XIX века. До этого идея личного уединения в рамках жилого пространства не была столь актуальна — другие времена, другие представления о приватности.

Эхо прошлого в советских реалиях

И вот то, что было нормой для аристократии XVIII века, в середине XX столетия превратилось в один из главных недостатков массового жилья. Ведь что такое анфиладность в контексте хрущёвок? Это те самые пресловутые «проходные» комнаты, через которые нужно идти, чтобы попасть, например, из зала в спальню. Эти планировки подвергались жёсткой критике, так как не обеспечивали современному человеку необходимого комфорта и приватности.

Таким образом, неожиданная, но очень конкретная связь между императорской резиденцией и скромной панельной пятиэтажкой всё же существует. Их роднит принцип соединения комнат — анфиладная планировка, в одном случае бывшая признаком стиля и эпохи, а в другом — вынужденным компромиссом в погоне за скоростью и экономией строительства.

Ссылка на сайте: "Что общего у Зимнего дворца и хрущёвок?"