Как я сделал дровяную печку для яхты: все подробности

Друзья, здравствуйте! Наконец-то мы стартовали в наш новый поход. Признаюсь, я долго не выходил на связь, потому что все это время был полностью поглощен подготовкой лодки. Сейчас, немного отойдя от суматохи, могу поделиться деталями. О самом путешествии расскажу позже — мы только-только отдалились на полсотни километров от родного порта Йоханнес. А сегодня хочу сосредоточиться на самом масштабном проекте, который превратил нашу яхту в полностью готовое к экспедиции судно.

С чего все началось

На борту появилось множество нового оборудования, но, пожалуй, начну с печки — тема, которая, как я знаю, волнует многих. Идея создать собственную дровяную печь родилась у меня еще прошлой осенью. С помощью системы автоматизированного проектирования я быстро «примерил» будущую конструкцию к 3D-модели яхты. Идеальное место нашлось в правом шкафу у подмачтовой переборки. Да, хранить там вещи стало невозможно, но ради тепла и уюта в каюте этим можно было пожертвовать. Набросав примерный план, я приступил к работе.

Будущая печка на модели

Конструкция и изготовление

В итоге у меня получилась классическая пиролизная печь, по принципу действия похожая на те, что ставят в домах или банях. Конструкция включает в себя несколько ключевых элементов: внизу расположен выдвижной зольник, над ним — топка, затем идет перегородка-отражатель, а в самом верху — лист с приваренным фланцем для дымохода. Корпус я сделал из обычной стали толщиной 5 мм. Зольник и топка закрываются дверцами с надежными защелками, в которых встроены задвижки для регулировки подачи воздуха. Для герметичности на дверцы я установил паронитовые уплотнители. Снаружи всю конструкцию закрывает экран из нержавеющей стали.

В процессе изготовления

Схема печки. Для сборки необходимо вырезать фигурные боковые стенки и все внутренние перегородки. Сперва сваривается задний лист с боковинами и одна из внутренних перегородок, затем ставится вторая перегородка. Верхний и нижний листы устанавливаются в самом конце.

Заслонки на дверцах

Расчеты и теория

Площадь отверстий для подачи воздуха в дверцах я рассчитывал, отталкиваясь от параметров моей домашней печи. Сравнив объемы топок, я вывел коэффициент подобия и на его основе определил нужные размеры. В итоге для зольника потребовалось два отверстия диаметром 14 мм, а для топки — четыре по 10 мм. На этом теоретическая часть и закончилась.

Поиск идеального дымохода

Следующим этапом стал поиск подходящего дымохода. В обычных магазинах таких не найти — мне нужна была узкая труба диаметром 70–80 мм, а в продаже обычно начинаются от 100 мм. Тут мне помог старый виртуальный знакомый, заядлый турист и участник форума «Скиталец» — RedRick, он же Юрий Корсаков, который профессионально занимается производством походных печей.

Мастер фирмы Горыныч виртуозно изготавливает мне трубу

О Юрии и его бренде «Горыныч» стоит рассказать отдельно — это действительно качественные изделия. Мне же от него требовалась сэндвич-труба по индивидуальным чертежам. Он выполнил заказ оперативно, добавив все необходимые элементы. Труба получилась с внутренним диаметром 80 мм и наружным 120 мм — именно то, что нужно!

И готовый результат

Испытания и установка

Дома мы протестировали печку с новой трубой. Разжигалась она намного легче, чем старая печь на нашем тримаране, горела стабильно и долго. Довольные результатом, мы отвезли ее в яхт-клуб для установки.

Трепанация черепа

Я ожидал, что монтаж будет долгим и сложным, но все заняло около полутора часов. Я разметил место выхода трубы на крыше рубки, просверлил отверстие изнутри и по нему прорезал крышу снаружи с помощью балеринки. Печку весом примерно 25 кг установил на фанерную платформу, закрепленную к стенкам шкафа, и закрыл все декоративной накладкой. В месте прохода трубы через крышу установил фланец от Юрия, а зазор заполнил тканью и силиконовым герметиком.

Почти готово...

Как она работает

Печка показала себя просто прекрасно. Пока мы пользовались ею нечасто, например, во время дождливых ночей. Ее мощности хватает, чтобы просушить каюту от конденсата, создать тепло и уют. Одной закладки дров хватает примерно на 3,5 часа — все это время печь остается горячей. Отдельной задвижки на дымоходе нет, ее роль успешно выполняют заслонки на дверцах.

Процесс розжига прост: очищаем зольник от предыдущей золы, закладываем дрова, поджигаем при открытой нижней дверце, ждем, пока пламя разгорится, и закрываем дверцу, оставив заслонку полностью открытой. После прогрева печи до рабочей температуры заслонку можно постепенно прикрывать. В итоге печь выходит на режим пиролиза и работает с максимальной эффективностью.

И вот конечный результат!

Безопасность — прежде всего

Некоторые высказывали опасения, что дровяная печь на яхте — это риск. Но, как человек с опытом использования подобных устройств на лодках, могу уверенно сказать: при правильном подходе это безопасно. Конструкция продумана с учетом специфики: дрова в топке лежат ниже уровня дверцы, поэтому горящие угли не могут выпасть. Кроме того, из сэндвич-трубы не летят искры, а ее внешняя поверхность не нагревается выше 60–70 градусов.

Вид снаружи

Вот, собственно, и вся история. Теперь главное — запастись дровами и в полной мере насладиться этим благом цивилизации в открытом море. В следующий раз расскажу вам о том, как мы используем ветряк на яхте.