В Новосибирске активно рекламируют новый жилой комплекс, который позиционируется как воплощение европейских стандартов: тройная система безопасности, современная архитектура, продуманная инфраструктура. Мой друг, купивший здесь квартиру полтора года назад, пригласил меня в гости и поделился впечатлениями от жизни в этом месте, которое местные застройщики смело сравнивают с современными районами шведского Мальмё. Оказалось, что за красивой картинкой скрываются всё те же проблемы, характерные для многих российских новостроек.
Внешний лоск и первое впечатление
Со стороны район выглядит действительно впечатляюще. Вот вид с улицы Большевистской, кажется, дом 115.
За ограждением — ухоженный двор, доступный только для жильцов. Вход осуществляется по электронным чипам, в некоторых подъездах система настроена так, что лифт доставляет только на свой этаж. Всё чисто, зелено, на первый взгляд — идеально.
Не правда ли, круто? И это не где-нибудь в Европе, а у нас, в Сибири!
Для сравнения: как это устроено в Швеции
А вот так выглядят современные жилые кварталы в Швеции.
Это Мальмё — один из самых прогрессивных и комфортных для жизни городов не только Швеции, но и всей Европы.
Обратите внимание: зоны отдыха здесь открыты для всех, а не только для жителей конкретного дома.
Внешнее сходство, безусловно, есть. Но в чём же ключевые отличия новосибирского варианта?
Проблема первая: изолированность и транспорт
В Швеции подобные районы проектируются так, чтобы быть органичной частью города, а не изолированным анклавом. Они связаны с центром и ключевыми точками удобным общественным транспортом, велодорожками, пешеходными маршрутами. В Новосибирске же этот «еврорайон» больше напоминает гетто на отшибе, почти на выезде из города. Добираться до цивилизации — 40–60 минут, если не попасть в пробки. Ближайшей станции метро нет, автобусы ходят редко и непредсказуемо, о трамваях тут и не мечтают. Единственный надёжный способ передвижения — личный автомобиль.
Вот такая дорога ведёт из этого «кусочка Швеции» в большой мир. Стройка, стихийная парковка, а дальше — поле, трасса, заправка и знакомая всем российская действительность с её хаосом.
Собственно, выезд из этого райского уголка находится как раз за той самой заправкой.
А дальше начинается привычный пейзаж...
Проблема вторая: дороги и плотность застройки
Машина здесь — необходимость, но и это испытание. Дороги на подъездах к району находятся в ужасном состоянии, будто здесь недавно прошли боевые действия. Району уже около пяти лет, но это не временные неудобства, а постоянная беда. Мой знакомый признался, что за год ему приходится два-три раза серьёзно ремонтировать подвеску своего нового автомобиля — просто из-за ежедневных поездок по этим разбитым дорогам.
Кроме того, если первые дома были относительно малоэтажными, то теперь застройщик, видимо, решил не мелочиться и вернулся к привычным «монстрам» в 20–25 этажей, сводя на нет саму идею европейского комфорта и камерности.
Проблема третья: качество строительства и инфраструктуры
Если фасады могут выглядеть стильно, то внутри часто царит типичный «российский» подход. Страдает как отделка подъездов, так и инженерные системы.
Даже вывески магазинов и сервисов, как это часто бывает у нас, портят общее впечатление безвкусицей.
Знакомый рассказал историю соседей, которые уже дважды переделывали ремонт из-за регулярных потопов от неправильно смонтированной канализации. Судебные разбирательства с застройщиком пока ни к чему не привели. В его же квартире изначально была некорректно спроектирована вентиляция, которую пришлось исправлять уже за свой счёт во время ремонта.
Жаль, ведь сама идея была хороша!
Вот такой он, модный новосибирский район с европейскими амбициями. Как говорится, дьявол кроется в деталях, и здесь эти детали безжалостно выдают нашу действительность, как бы ни старались её приукрасить.
