Приключения на авто с детьми: Кыргызстан и Казахстан — шины, границы и впечатления

Это продолжение нашего большого семейного путешествия летом 2024 года. Все предыдущие этапы пути через Турцию, Грузию, Узбекистан и Таджикистан можно найти по ссылке. Сейчас нас ждала, возможно, менее живописная, но от этого не менее насыщенная событиями часть маршрута.
Если предпочитаете формат видео, загляните на RUTUBE, где я делюсь визуальными впечатлениями от поездки:

В прошлый раз я остановился на том, что в горах Киргизии у меня спустило колесо. Это был уже второй подобный случай за последние сутки. Напомню, я только что заменил одно колесо и выбросил его. Теперь та же участь постигла левое заднее колесо — шина была безнадежно повреждена, и пришлось снова ставить запаску. Было темно, моросил дождь, дорога оставляла желать лучшего, но выбора не было — я взялся за домкрат. На этот раз мне помогали жена с младшим ребенком на руках и сын, который изо всех сил старался быть полезным. Наши корейские попутчики уже остановились где-то у границы, а проезжающие мимо машины нас практически не замечали. Лишь одна группа путешественников из Мургаба остановилась, чтобы спросить дорогу. О моих злоключениях с шинами им, пожалуй, лучше не рассказывать.

До ближайшего населенного пункта оставалось ехать минут сорок, и я двигался крайне осторожно, памятуя о своей невезучести. Мне снова нужна была замена, но удача на этот раз отвернулась. Городок оказался слишком мал, чтобы решить нашу проблему, и нам пришлось проехать около 500 километров до Бишкека на запаске. Мечты об Иссык-Куле пришлось отложить.

Никогда еще я не ездил по асфальту с такой осмотрительностью. Мысль о том, чтобы снова застрять в глухой горной местности со спущенным колесом и полной машиной детей, меня совсем не радовала. Ночлег в очередном «уникальном» отеле, где утром нам поведали старый анекдот про «ошибку в бронировании», тоже не добавил позитива. Ситуацию усугубил еще один инцидент: дети случайно испачкали простыню, и наше предложение оплатить ущерб было встречено неадекватной реакцией. Но главная задача — найти колесо — оставалась нерешенной.

Дорога к Бишкеку

Несмотря на испорченное колесом настроение, великолепные виды киргизских трасс стали своего рода компенсацией.

Горные перевалы и гравийные участки заставляли нервничать, и появление перед нами ровного асфальта было подобно чуду.

В Бишкек мы добрались благополучно. Сняли просторную квартиру на несколько ночей, чтобы дать детям отдохнуть, а мне нужно было решить автомобильные проблемы, помыть машину и, может быть, даже немного осмотреть город. Идею сделать полноценное ТО пришлось отбросить из-за специфики местного сервиса и общего хаоса в сфере авторемонта. Я купил диски, но с поиском недорогой б/у резины мне не повезло. За оставшееся время я успел заменить лобовое стекло, помыть машину и даже подстричься перед дорогой в Казахстан.

Культурная программа была скромной — Бишкек не избалован туристическими достопримечательностями. После месяца в пути мы устали от гастрономических туров, поэтому просто гуляли, смотрели город, а вечером зашли в бар. Так и завершилось наше киргизское путешествие, оставив смешанные чувства. Возможно, мы вернемся сюда еще раз, чтобы увидеть Иссык-Куль и покорить горные дороги на специально подготовленной резине. Хочу подчеркнуть, что мой рассказ — не критика страны. Наш опыт езды по бездорожью был неудачным, но винить в этом местных жителей, конечно, нельзя. Люди здесь очень отзывчивые и гостеприимные, и это — главная достопримечательность. Если, конечно, эти люди не за рулем.

Пересечение границы и дорога в Алматы

Покинув киргизские горы, мы направились в Казахстан. Маршрут до Алматы — около 240 км, плюс граница. Приехали на КПП быстро и, наслушавшись страшных историй, были готовы ко всему в общении с дорожной полицией. Я даже заранее поменял лобовое стекло в Бишкеке, чтобы лишний раз не привлекать внимания. Очередь на границе была, но после опыта с Узбекистаном и Таджикистаном КПП «Кордай» поначалу показался вполне дружелюбным.

Пассажиры пошли пешком. Даша с детьми встали в очередь на киргизской стороне, но их долго не пропускали. Возле окошка царила толчея и неразбериха. Как только они перешли на казахскую сторону, люди в форме сразу пропустили их вперед. Ждали они меня минут сорок. Мне же повезло: когда я подошел, открылось второе окно, и я оказался одним из первых, кто прошел паспортный контроль.

Но чтобы двигаться дальше, нужно было дождаться досмотра машины. Осмотр шел строго по очереди прибытия автомобилей, так что, получив штамп в паспорт, я вынужден был ждать, пока все, кто приехал раньше, тоже пройдут контроль. Хотя мы просто стояли на парковке, понятие очереди здесь было весьма условным. Пока остальные получали штампы, я подошел к офицеру и попросил осмотреть мою машину, сославшись на то, что жена с четырьмя детьми ждет на жаре. Ответ был недвусмысленным и не слишком вежливым. Видимо, из принципа, мою машину проверили последней, хотя за мной были и другие. Очень дружелюбно.

На казахской стороне таможенник, проверявший паспорт, оживился, увидев множество штампов. «Ого, вы и в Дубае были!» — удивился он. Видимо, это произвело на него впечатление. Он даже пошутил, не вербовали ли меня там в террористическую группировку, и пожелал счастливого пути. Обрадованный, я уже направился к выходу, где меня ждала измученная жарой семья, но другой сотрудник остановил меня: «Русский? Тогда вам нужно в тот кабинет». Оказалось, для машин с российскими номерами действует особое правило — полный техосмотр. Мне стало немного не по себе. Я вез с собой местные специи, купленные на рынке, и кто знает, что под ними мог подразумевать продавец. Афганистан — страна с богатой историей, будем надеяться, что все обойдется.

Сам досмотр, к счастью, прошел быстро. Офицер, проводивший его, делал это крайне неохотно, задал пару формальных вопросов, обошел машину с собакой — и все. На таможне я провел около полутора часов, большую часть которых моя семья томилась под палящим солнцем.

Алматы и дорога на север

Поездка продолжалась, и планы на Казахстан были скромными. Мы хотели увидеть два главных, на наш взгляд, символа страны — Алматы и Астану. На большее не оставалось ни сил, ни времени.

Обратите внимание: Сколько мы потратили на наше двухнедельное путешествие в Паттайю. Делюсь бюджетом поездки.

Контраст, должен сказать, был разительным. В Алматы мы приехали вечером, и в тот день толком осмотреть город не удалось. Отчасти виновата была погода — она не располагала к подъему на смотровую площадку, да и городское освещение не позволило устроить хорошую прогулку. Но общая атмосфера напомнила мне аттракционы из детства, из 2010-х. Поскольку мы уже отставали от графика на неделю, задерживаться еще на день не стали. Утром немного прокатились, чтобы посмотреть на город при свете дня, и двинулись дальше.

Путь до Астаны составлял 1260 километров, около 15 часов пути, поэтому мы разбили его на два этапа. Именно здесь стал очевиден тот самый контраст. Для нас Казахстан предстал чередой городов в бескрайней, почти безжизненной степи. Остановились в городе Балхаш, и местные жители искренне удивились: «Что вы здесь забыли?» На заправке мы встретили русского парня с казахским паспортом. Он с грустью рассказывал, как после распада СССР права русских здесь были урезаны, да и в России их не особо ждут. Живут, наблюдая, как Россия «не сдается».

Астана и путь в Россию

На третий день мы добрались до столицы. На фоне предыдущих городов Астана выглядела невероятно выигрышно — чисто, красиво, современно. Мы были рады, что после всех приключений наконец окунулись в цивилизацию. Город явно пытается тянуться за Дубаем, но у нас не покидало ощущение, что мы в богатом районе Москвы. Местные жители гордятся своим городом. В баре мы познакомились с одним из них и, чтобы не смущать, сказали, что мы из Хабаровска. Он с энтузиазмом начал рассказывать, какой у них прекрасный город, и что он был в Москве дважды, и там, мол, делать нечего, а у них в Астане есть всё.

В Астане мы остановились на две ночи. Город красивый, плюс нужно было выспаться, а я еще захотел оформить местную банковскую карту — просто потому что была возможность. Из достопримечательностей посмотрели Бейтрек, Президентский дворец и Центральный парк. Вечером гуляли, и я, как заядлый фотограф ночных городов, сделал несколько кадров. В моей коллекции уже есть Гонконг, Москва, Сингапур, Тбилиси, Хошимин, Бангкок, Дубай. Теперь добавилась и Астана.

Дальше дорога вела в Новосибирск, и среднеазиатская часть путешествия подошла к концу. Маршрут предстоял на 1020 км, примерно 12 часов пути. Мы снова пересекали часовой пояс и границу. Выдвинулись в 9 утра, не слишком рано, хотелось отдохнуть. Мои родители живут в Новосибирске, так что это был и личный визит. Первая часть пути до Павлодара шла по отличной трассе с разрешенными 140 км/ч, и я наслаждался скоростью, как ребенок.

На КПП «Павловка» нас снова тщательно досмотрели. Радовало, что не было очереди и пассажирам не пришлось идти пешком. Однако при досмотре заставили открыть и показать абсолютно все сумки и коробки, даже с подгузниками. Напомню, что упаковка вещей в машине у нас очень плотная, и процесс сборки-разборки занимает от 30 до 60 минут. Мы были в шоке: «Зачем досматривать при выезде? Что нельзя вывозить из Казахстана?» Таможенники лишь пожимали плечами, а наши попытки объяснить, что из-за этого мы задерживаемся, никого не тронули. Из-за наших вопросов досмотр стал еще пристальнее. Разобрав и собрав все обратно, я снова упаковал вещи ремнями и сеткой, и мы поехали. В России нас ждал тот же танец с распаковкой.

Я так и не понял двух вещей: какая разница казахам, что я вывожу? И зачем меня снова досматривать после казахской процедуры? Я был зол и готов был выплеснуть эмоции на российской таможне, но там работала вежливая девушка, которая сразу извинилась за ситуацию. Ей, видимо, тоже это не нравилось, и проверку она провела формально. Кстати, из Казахстана нельзя вывозить бензин в канистрах. А он там, как я писал в начале, был значительно дешевле российского, и мы всегда заправлялись под завязку.

Оставалось несколько часов пути по березовым лесам, и вот мы в Новосибирске. Мы планировали остановку, чтобы родители увидели детей и познакомились с новой внучкой. Машине тоже требовалось хотя бы минимальное ТО. Как выяснилось, поездка по Памирскому тракту стоила мне замены заднего амортизатора, некоторых сальников, тормозных колодок, масла и фильтра. Стук в рулевом управлении, появившийся еще под Москвой, давал о себе знать — ресурс был рассчитан на 10 тысяч км, а я проехал все 15. Но я не доверял новосибирским сервисам и решил дотянуть с этой проблемой до Хабаровска.

Мы починили то, что было нужно, сходили в сауну, показали внуков, я выпил пива с отцом, и снова в путь. Дорога предстояла нелегкая — хороших трасс, заправок и инфраструктуры в центральной части Дальнего Востока немного. После всех пройденных испытаний бояться было уже нечего. Но если истории о плохих дорогах в других странах звучат как приключение, то сталкиваться с похожими проблемами у себя дома — это повод для грустных размышлений. Но об этом — в следующий раз.

На этом все, спасибо, что были с нами. Следующая, заключительная часть, будет посвящена путешествию по Западной Сибири и Дальнему Востоку.

Все части этого путешествия собраны по ссылке.

Если хотите более полно прочувствовать атмосферу всей поездки, рекомендую посмотреть наши видео на канале The Granins. Мы не претендуем на кинематографические шедевры, как у некоторых блогеров, потому что снимаем живой контент с рук, показывая реальные путешествия с детьми.

Ютуб
https://www.youtube.com/@graninada
Или РУТУБ:
https://rutube.ru/channel/24864088/

Больше наших путешествий с детьми вы можете увидеть в нашем Instagram:
https://www.instagram.com/grant.chgd?utm_source=qr&igsh=...
https://www.instagram.com/graninada?utm_source=qr&igsh=M...

У нас также есть собственный канал в Telegram, где мы отвечаем на вопросы о путешествиях с детьми. Если у вас есть дети и вы хотите путешествовать, но не знаете, с чего начать — мы с радостью вас проконсультируем.
https://t.me/thegranins

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Путешествие из Турции во Владивосток через Среднюю Азию на авто с 4 детьми. Часть 8: Дорогами Кыргызтана и Казахстана, Бишкек и Алматы.