Когда мы обустраивали наш кемпер на базе «буханки», одной из самых важных и нерешенных задач оставались занавески. Мне были нужны не просто декоративные шторки, а по-настоящему плотные и теплые, выполняющие сразу несколько функций.
Почему обычные шторы не подходили
Нас беспокоили два момента. Во-первых, ночью вся наша жизнь внутри машины была как на ладони — свет от фонарика или лампы ярко высвечивал интерьер. Во-вторых, и это было даже важнее, одинарные стекла в машине зимой становились ледяными. К ним было неприятно прикасаться, спать рядом с таким холодным стеклом было некомфортно, а утром можно было обнаружить, что вещи, оставленные у окна, примерзли намертво.
Поэтому, вернувшись из первого большого путешествия — «Ладожской кругосветки», — я сразу взялся за решение этой проблемы.
Поиск материала и неожиданная находка
Сначала я долго искал подходящую ткань. Мои идеи заходили далеко: купить плотную ткань типа «оксфорда» (как на обивке дивана в кемпере) и утеплить ее флисом. Но такая конструкция казалась слишком громоздкой и сложной в обработке.
Решение пришло совершенно неожиданно в строительном магазине. На глаза попались обычные хлопчатобумажные половики, которые обычно стелют на пол. Они были идеальны: достаточно толстые, недорогие, с симпатичным рисунком и, что важно, уже готового размера, почти подходящего под мои окна.
Концепция: вдохновение военной техникой
Понятно, что такие плотные полотна не повесишь на обычные карнизы или струны. Мне с самого начала хотелось другого решения. Я всегда восхищался практичностью военной техники, и мне нравилась идея, когда шторы не сдвигаются в сторону, а скатываются в рулон («колбаску») вверх и там фиксируются. Это и выглядит круто, и очень функционально.
Принцип максимального упрощения
Мой подход к конструированию — упрощать до разумного минимума. Размышляя над быстросъемным креплением, я перебрал варианты со стропами, фастексами и карабинами, но в итоге пришел к самому простому решению. Чтобы не усложнять, я решил сделать боковые шторы цельными на весь борт, чтобы они закрывали и боковые окна, и окна передних дверей одним полотном.
Реализация: винты, крючки и шнуры
Мне нужно было, чтобы штора легко ставилась и снималась для стирки. Самым простым способом оказались винты. В борта машины я установил резьбовые заклепки с шагом около 50 см, а в полотнища штор вставил люверсы (металлические колечки). Получилось надежно и очень быстро.
Механизм фиксации свернутой шторы я тоже сделал примитивным, но эффективным. Из алюминиевых полос я согнал крючки, которые крепятся теми же винтами, что и штора. А чтобы зафиксировать свернутое в рулон полотно, я использовал простые петли, связанные из прочного шнура. Плотная ткань отлично скатывается, петли набрасываются на крючки — и во время движения штора надежно закреплена и ничему не мешает.
Передняя штора
С передним полотном (для лобового стекла) поступил еще проще. Сделал четыре таких же алюминиевых крючка, а на саму штору пришил петли из стропы. По углам добавил еще два крючка, чтобы цеплять ее за боковые шторы. В дороге переднюю штору можно просто снять и убрать, а установить обратно — дело пары минут.
Результат: тепло, уют и светомаскировка
С появлением этих штор в кемпере сразу стало значительно теплее и комфортнее. Я заметил интересный эффект: когда шторы опущены и отопитель выключен, стекла гораздо дольше не запотевают. Видимо, ткань работает как тепловой экран, отделяя холодное стекло от теплого воздуха салона.
Еще один плюс — отличная светомаскировка. Ночью, снаружи, машина практически не видна. Но у этой медали есть и обратная сторона: днем в полностью зашторенном кемпере царит почти полная темнота, если не включать свет. Впрочем, эту проблему я планирую решить, сшив на лето второй комплект штор из более легкой и светлой ткани.
Что дальше?
Теперь наш кемпер почти готов к долгим путешествиям. Осталось только доделать раковину и систему водоснабжения. А так уже многое сделано: я организовал «береговое» питание для электросети (чтобы подключаться к розетке на стоянке) и установил RGB-светодиодное освещение, которое может создавать разное настроение (оно, конечно, может и мигать в разных режимах, но в основном мы используем его как обычный белый свет).
Все статьи о нашей буханке-кемпере читайте по тегу #уаз.sevprostor