Вы когда-нибудь задумывались, что в некоторых странах цена на бензин на заправках напрямую зависит от стоимости нефти на мировом рынке? Если нефть дешевеет, то и топливо становится доступнее для водителей. Это кажется логичным, но в России действуют совсем другие правила игры.
Защита от дешёвого импорта
Естественно, производители из тех стран, где бензин подешевел, хотят продать его там, где он стоит дороже, например, у нас. Однако российское правительство приняло решение оградить внутренний рынок от такого импорта, чтобы поддержать отечественных производителей. Это официальная позиция, о которой можно прочитать по ссылке в первоисточнике.
Как работает российский демпфер
У нас ситуация регулируется специальным механизмом — демпфером. Его главная задача — стабилизировать розничные цены на топливо, оградив их как от резкого роста, так и от сильного падения, даже если котировки нефти рухнут. По сути, это буфер. Когда внутренние цены становятся выгоднее экспортных, нефтяные компании делают доплаты в бюджет. Если же на внутреннем рынке образуется дисконт по сравнению с экспортом, то уже государство компенсирует компаниям часть их выручки, чтобы те не поднимали цены на АЗС. В конечном счёте, основное бремя этой системы ложится на плечи потребителя — то есть нас с вами. Основная цель демпфера — не столько защита кошелька водителя, сколько обеспечение стабильных и предсказуемых поступлений в государственную казну.
Налоги — основа цены
Дело в том, что в конечной стоимости литра бензина в России доля различных налогов и сборов достигает примерно 80%. Здесь и акцизы, и НДС, и многое другое. Поэтому все разговоры о прямой связи цены бензина и нефти — во многом игра в слова. Если бы государство снизило налоговую нагрузку, у всех сразу улучшилось бы настроение, и мы бы увидели признаки более рыночной экономики.
Примеры из-за рубежа
Взгляните на фото — это тайский бензин. Когда баррель нефти стоил 100 долларов, он был в два с половиной раза дороже, чем сейчас. В последние годы его цена стабильно держится на уровне 25-30 бат за литр, что эквивалентно 50-60 рублям по прежнему курсу. Цена чётко следует за нефтью, хотя сама Таиланд добывает её в незначительных количествах.
А вот в соседней Малайзии, которая является нефтедобывающей страной, бензин на заправках примерно в два раза дешевле, чем в Таиланде. Это такой бонус для населения. При этом и нефтяные компании, и сети АЗС остаются в плюсе — государство регулирует ситуацию за счёт умеренных акцизов.
Кто может повлиять на цену?
Когда наш Президент выражает удивление по поводу роста или отсутствия снижения цен на топливо, его слова, если процитировать недавнее высказывание одного арабского принца, «лишены правдивости». То же самое можно сказать и о заявлениях других государственных деятелей, которые утверждают, что не могут повлиять на стоимость бензина. Влиять они могут. Для этого нужно просто снизить аппетиты, но уже не личные, а бюджетные.
Особенно очевидно это становится сейчас. Как показали недавние меры в рамках «антикризисного пакета», делиться накопленными в бюджете резервами ни с населением, ни с бизнесом, находящимся в тяжёлом положении, власти не намерены.
