Прожив много лет в Москве и её ближнем Подмосковье, я сформировал свой, особый взгляд на город, особенно на те его места, что находятся вдали от проторенных туристических маршрутов. Если вам интересно заглянуть вместе со мной в такие укромные уголки, куда редко ступает нога обычного путешественника, — добро пожаловать. Попробую начать серию таких прогулок, конечно, если это будет интересно.
Ворота столицы
Для меня, как и для многих моих земляков, главными воротами Москвы всегда была Комсомольская площадь, которую также часто называют Каланчевской. Многие знают её как «Площадь трёх вокзалов», хотя те, кто в теме, помнят, что станций здесь на самом деле четыре. По порядку их появления: сначала Ленинградский (изначально Николаевский), затем Ярославский (он же Троицкий или Северный), потом Казанский (ранее Рязанский). Четвертый, самый молодой и компактный, — это бывший Царский павильон, который теперь занимает станция «Каланчевская». Любопытно, что недавно её переименовали, взяв за основу то самое народное название — «Площадь трёх вокзалов».
Кроме названия, у этой площади есть и своя некогда популярная песня от уже подзабытого дуэта Татьяны Рузаевой и Сергея Таюшева — «Комсомольская площадь». Для желающих окунуться в ностальгию, вот ссылка: https://yandex.ru/video/preview/7526864074953881970.
От окраины до транспортного сердца
Раньше Каланчевская платформа была небольшой, но с неё можно было уехать, например, в Подольск на юге или Волоколамск на севере. А если эти направления не привлекали, всегда была возможность пересесть на поезда с Курского или Белорусского вокзалов. Сегодня это современная высокоскоростная станция, полностью интегрированная в сеть московского метро.
В старину эти места считались глухой окраиной: здесь были артиллерийские склады, сгоревшие в 1812 году, болота и мясной рынок. Всё изменила железная дорога Москва — Санкт-Петербург. А сейчас отсюда начинается легендарная Транссибирская магистраль, и именно рязанско-казанское направление — самое загруженное в столице, отсюда отправляются поезда и в Анапу, и в Казань, и в Челябинск.
Это место давно облюбовали кинематографисты: его можно увидеть, например, в фильмах «Карнавал» или «Три тополя на Плющихе». Силуэты вокзалов и транспортные потоки здесь вполне узнаваемы, несмотря на прошедшие десятилетия.
Кстати, Каланчевка по праву считается прародительницей московских пробок: именно после многочасового транспортного коллапса здесь в далекие 1930-е годы было принято судьбоносное решение о строительстве метрополитена. Естественно, первая линия прошла через Комсомольскую площадь, а при строительстве Кольцевой линии здесь возвели самую грандиозную, просторную и помпезную станцию, которая даже превзошла по размаху «Маяковскую».
Легенды, бриллианты и казино
Помните, как Киса Воробьянинов и Остап Бендер в «Двенадцати стульях» прибыли на Казанский вокзал в поисках алмазов? Авторы романа даже пошутили, что «в кармане жилета Казанского вокзала могла бы уместиться вся Ярославская станция». Интересно, что концертный зал на этом вокзале (он же Клуб железнодорожников), по слухам, в итоге и был построен на доходы от тех самых бриллиантов. К этой истории мы ещё вернёмся, если будем гулять по Басманным улицам и особняку Стахеева.
Помимо вокзалов, площадь замыкает одна из семи сталинских высоток — гостиница «Ленинградская», самая миниатюрная из всех «сестёр». В конце 1980-х именно здесь открылось первое в СССР казино (или это было уже в России?). Мои знакомые, бывшие десантники, в голодные 90-е «держались на плаву», подрабатывая там вышибалами. Что ж, для того времени — вполне достойный пример выживания.
Памятники: один хорошо, а два — памятнее
В последние годы на Каланчевке стало появляться всё больше памятников. Помимо советского Ленина, стоявшего здесь с незапамятных времён и служившего ориентиром для ищущих дешёвых вокзальных «ночных бабочек» (именно под вождем, по легенде, работала бабушка того самого Слапа-Ноги — колоритного персонажа перестроечного кино и передачи «Взгляд»), — так вот, помимо него, здесь появились фонтаны с Георгием Победоносцем и памятник первому министру путей сообщения Павлу Мельникову.
Но, как известно, у нас меры не знают. Поэтому со стороны Казанского вокзала поставили ещё один памятник тому же Мельникову (видимо, один министр — хорошо, а два — лучше). А для компании его разбавили монументами другим деятелям железных дорог — Черепановым, Клейнмихелю и, что уж совсем неожиданно, водрузили в центре композиции государя императора Николая I (кстати, за последние 15 лет ему в Москве поставили памятников больше, чем за все 300 лет правления Романовых).
Помимо полноростовых фигур, здесь же разместили бюсты архитекторов вокзалов: Щусева — у Казанского и Тона — у Ленинградского. Также, непонятно зачем, в конце платформы установили ещё одну табличку с именем Тона — наверное, для тех, кто с первого раза не понял, кто же построил эту станцию. Есть здесь и другие примечательные здания — старая таможня, бывшая чайная (ныне швейная фабрика) и некогда популярный универмаг «Московский». Но это, как говорится, уже немного другая история.
Галерея Каланчевки
Миниатюры

Царский павильон (касса на Каланчевской платформе)

Комсомольская площадь

Памятник Мельникову

Казанский вокзал
Обратите внимание: Москва хочет поделиться с регионами, но не деньгами, а системой электронных пропусков.
История города Города России Длинный пост 2
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Москва нетуристическая.
