Амазонка. Часть 2. Первые трудности

С чего же начать рассказ о первых днях на великой реке? Пожалуй, с осознания, что мое каноэ, купленное у местных, оказалось не таким уж и герметичным. Но об этом я узнал чуть позже.

Неудачная рыбалка и первые находки

Первым жестоким разочарованием для меня стала рыбалка. Казалось бы, огромная река, полная жизни, но поймать что-то оказалось невероятно сложно. Дело было во влажном сезоне — Амазонка разлилась, затопив окрестные леса, и рыба разбрелась по бескрайним просторам, став практически недосягаемой.

Я уже писал о своей первой высадке на берег. Банан в качестве приманки провалился, поэтому пришлось сойти на сушу. Облачившись в противомоскитную куртку и вооружившись мачете, я отправился на поиски. Я бродил по камышовым зарослям больше получаса, срубил пару палок, чтобы копать землю. Результат был плачевным — всего три крота, местных жуков, роющих норы. Я слышал, что почвы здесь бедные, но не думал, что настолько. Кругом один песок, пляжи то появляются, то исчезают на глазах. Ни одного червяка.

Вернувшись к лодке, я сделал еще одно открытие: в моей импровизированной лестнице из веток поселились рыжие муравьи. Узнал я об этом в самый неподходящий момент — когда полез на борт. Они посыпались с дерева мне за воротник, осваивая новые территории. Солнце палило, муравьи кусались, я обливался потом... а потом пошел легкий грибной дождик. Вот оно, счастье!

Найденные кроты не остались без внимания. В тот же день я устроил себе водную дискотеку прямо в каноэ. Обидно, что самое интересное часто происходит ночью, когда ты надеешься на сладкий сон.

Ночные тревоги и протекающая лодка

Я лег спать с большей тревогой, чем обычно, потому что днем заметил — лодка потихоньку набирает воду. Разглядеть, откуда именно течет, не удалось. Видимо, вода просачивалась через мелкие поры в стыках досок. Их, конечно, замазали битумом, но когда лодку делают за три дня, сложно ожидать абсолютной герметичности. Я не раз видел, как сами местные неутомимо вычерпывают воду «черпаком» из обрезанной пластиковой бутылки. Звучит безумно, но для них это часть быта. Похоже, теперь и для меня тоже. От этого не легче, ведь спать приходилось прямо в этой лодке на воде.

Первые дни пути я часто ночевал прямо в каноэ, так как не всегда удавалось найти подходящий твердый берег. Отсутствие какого-либо настила превращало это в пытку — вечером я сгребал все снаряжение и подкладывал под себя, как мог, а потом натягивал гамак.

Палатку я бережно оставил в Чили, отдав друзьям из группы. Решил, что тащить ее сюда нет смысла — земля уже поделена между обитателями джунглей, а то, что свободно, залито водой. Гамак казался отличным решением. Ровно до того момента, как я попытался расчистить место для его установки посреди камыша. Тогда я понял: нужно сделать каноэ своим домом. Осознанно.

Битва с комарами и водные процедуры

Москитная сетка на гамаке стала настоящим спасением. С заходом солнца комаров становилось невыносимо много. Порой даже слышно, как огромный рой вылетает на охоту, едва солнце коснется горизонта. Бонус: именно ночью активны малярийные комары, поэтому укусов лучше избегать. Я заранее пропил курс таблеток, но это не панацея, да и иммунитет лучше не испытывать. Есть и другие болезни, вроде лихорадки денге.

Они так и просятся в гости. Впустить?

Несмотря на все трудности, мои «отношения» с рекой развивались стремительно. Уже в первый день я отказался от спасательного жилета, хотя и оставался на воде (в каноэ, ха-ха). Помню, как поначалу переживал за гигиену и даже боялся прикасаться к воде. Скромность в отношениях не помешает, особенно когда не уверен во взаимности.

Знаете, что меня смущало в умывании в реке? То, что цвет воды в процессе не меняется. Это выводило из себя. Я до сих пор терпеть не могу мыться амазонской водой без мыла (хотя потом все равно смываю его этой же водой, где логика?). Это не пустые предосторожности — я знал, что недалеко в зарослях есть очаги шистосомоза — опасного паразита, которого переносят улитки. Но что оставалось делать? Отплыть подальше от берега и представить, что это не мутная песчаная жижа, а какао. Фантазия в таких ситуациях не помогала. Может, через пару недель привыкну.

Непредсказуемый характер реки

Но помимо мутности, вода в Амазонке обладала еще и непредсказуемым характером. Это неудивительно: даже Укаяли, приток, с которого началось мое путешествие, достигает 500-700 метров в ширину и более 30 в глубину. Это рождало сюрпризы. Например, река могла внезапно «закипеть» при столкновении двух течений, образуя двухметровые водовороты, которые пытались закрутить тебя, как щепку. Не самое веселое зрелище.

Но практика показала, что ничего смертельного в них нет. Выбраться можно было просто — воткни весло в струю, и эта «буря в стакане воды» утихала. Выйти из порочного круга другим способом было бы куда сложнее.

После слияния с Мараньоном (спустя три недели пути) Укаяли становится великой Амазонкой. И все, что пугало на «маленькой» речке, вырастало в масштабах. Казалось, дожди стали сильнее, а волны — в разы выше. Да, волны...

Мысли в пути и величие низменности

Не раз я ловил себя на мысли: «Неужели это все происходит со мной?» Новая реальность казалась невероятной. Другой на моем месте, наверное, сошел бы с ума от страха, ведь если что случится — помощи ждать неоткуда. Порой по несколько дней не видишь ни людей, ни поселений, хотя, как показало время, это даже к лучшему.

Что касается меня, то за годы путешествий я настолько привык доверять своим силам, осторожности, искренности и любознательности, что Амазонка не выбила у меня почву из-под ног (разве что в буквальном смысле), а лишь обострила восприятие. Опыт убедил меня: «Мир лучше, чем о нем говорят». Одни люди, особенно путешественники, строят мосты, другие с помощью ксенофобии возводят стены. Если мне удалось объехать полмира, руководствуясь взаимным уважением, то и здесь все получится. А если я ошибаюсь и мы обречены... Разве я что-то потеряю, потеряв жизнь? Не думаю.

Вернемся к реке. Амазонская низменность — крупнейшая на Земле. Ни гор, ни скал как следствие. Тысячи километров джунглей и сотни рек, которые, словно кровеносная система, питают одну-единственную. Родную. За день я проходил от 40 до 100 километров (6-12 часов пути), наблюдая, как река управляет вверенным ей регионом. Порой это было тяжело.

240 километров позади. Наконец-то показались холмы. Вид отсюда, конечно, невероятный! Облака раскинулись прямо над вершинами джунглей, откуда иногда доносятся странные звуки, напоминающие схватки ягуаров. Птицы поют неутомимо. Берега усеяны самыми разными деревьями. У некоторых интересные пушистые корневища — видимо, они хотят впитать каждую каплю воды, которую дает земля или река. Пройдет время, и все, что они собрали, станет достоянием той же реки. Я не раз видел, как огромные деревья с грохотом падают в воду и начинают свой новый «путь» в этом страшном и прекрасном круговороте. Амазонка — альфа-хищник джунглей.

Хитрости сплава и нехватка воды

Грести постоянно у меня не было сил, поэтому большую часть пути я искал быстрое течение или прибегал к хитростям.

В пятнадцатый раз встретив на воде огромное бревно длиной метров в пятнадцать, я задумался: а не остаться ли с ним? Судя по всему, оно двигалось быстрее меня — возможно, из-за большей площади контакта с течением. Если выбросит на берег — отцеплюсь. Ничего страшного, правда? Что может пойти не так?

Скорость течения варьировалась от 4 до 12 км/ч, а во время дождя изменения были особенно заметны. Привязавшись к бревну, я получал «лишние» 2-4 км/ч и оставалось только следить за курсом. В один день бревно могло вести точно по фарватеру, в другой — стоило потерять бдительность, как оно заводило в заводи без течения или куда похуже... Бывали и неприятные, и даже опасные ситуации, о них еще успеем рассказать.

На пятый день у меня кончилась вода. Деревень по пути не попадалось, а те, что были, видимо, прятались глубоко в лесу. Пришлось испытать фильтр для воды Miniwell в деле — я возил его с собой с 2019 года, побывав и в Африке, и в Южной Америке (планы у меня очень гибкие). Отстояв воду, чтобы избавиться от части песка, я пропустил ее через полотенце и фильтр, который прикручивается к горлышку бутылки. Получилось терпимо.

Вот как выглядит вода из Амазонки до фильтрации. И после...

Я сразу же опробовал полученную воду, приготовив блюдо, которое местные называют «шибе» — хлопья из корня маниоки (местный аналог картофеля) с сахаром и холодной водой, а если повезет — с бананом. Способность этой крупы разбухать без варки спасала меня всю поездку; если бы мог, поставил бы ей памятник. Как бы трудно ни было с рыбой, я ел фаринью (так называется эта крупа). 67 дней. Каждый. День. У нее хорошая питательная ценность. Я убежден.

Ночные кошмары на воде

Сон на воде сэкономил мне сотни часов, но за эту «роскошь» пришлось платить повышенным риском. Особенно страшно, когда еще не знаешь, насколько остойчива твоя лодка. Я вытащил нос как можно дальше на берег (лодка оказалась очень тяжелой, несмотря на легкую древесину), привязал ее к дереву и уснул.

Обратите внимание: Первые итоги нефтяного обвала: российский бюджет получит всего 1 доллар с барреля. Послужит ли это уроком для власти.

Иногда это приводило к приключениям.

Я проснулся посреди ночи от яркого света неподалеку от лодки. Очень близко, вверх по течению, на большой скорости пронесся большой корабль. За ним тащилось нечто вроде баржи, сильно напоминавшей гроб со свечами и огромным крестом. В ночи это выглядело максимально зловеще. Может, похоронная процессия? Не знаю. А потом накатили волны... Вот тогда я почувствовал настоящий страх. Меня швыряло, как щепку, влево-вправо, некоторые волны даже «щекотали» пятки и переливались через борт. Как хорошо, что я вытащил нос на берег! Что ж, это тоже опыт. Теперь я знал, что моя лодка выдержит попытку меня похоронить. Стало легче. Однако уснуть я не смог. Нет, спать на фарватере по-прежнему плохая идея.

Обустройство быта и маленькие радости

Всю дорогу по реке я только и делал, что приводил свой дом в порядок, словно в какой-то игре. Кстати, жанр «выживание» и строительство — мой любимый.

Через несколько дней я уже мог похвастаться тростниковым полом, который поднял качество сна в каноэ на новый уровень. Жизнь на реке стала налаживаться. Помимо прекрасных рассветов и закатов, река дарила и другие подарки. Однажды я вытащил из воды целый кокос! Белоснежная мякоть, насыщенная полезными элементами, не только подняла боевой дух, но и заметно улучшила самочувствие. Особенно после фаринью.

Забота о здоровье вошла в привычку. Обычно я заживаю как собака, и на мелкие порезы не обращаю внимания, но здесь риск возрос в разы. Мозоли, занозы, краска от лодки, шипы и т.д. Каждую ночь перед сном я проверял пальцы один за другим — не болят ли, не опухли ли. Если видел рану, очищал от грязи и дезинфицировал. Где-то заклеивал медицинским клеем БФ-6, так как все заживало очень медленно. Забегая вперед: через месяц пребывания на реке организм адаптировался и перешел в «нормальный» режим.

Битва с дождем и новые эксперименты

К концу первой недели меня окончательно замучил дождь. Я начал серьезно беспокоиться о здоровье и думать о том, как соорудить тент. Чтобы не промокнуть, ночью я набрасывал водонепроницаемый материал прямо на гамак, но во время дождя он прилипал к телу, позволяя комарам прокусывать сетку. Да, когда льет, они никуда не деваются. Я быстро потерял к ним всякую терпимость.

Чтобы улучшить условия, я воткнул весло и повесил на него тент. К чему это привело? Конечно, к новым впечатлениям. День шестой:

Дышать по-прежнему тяжело, комары ждут моего выхода, но капли не падают прямо на тело, и спать стало легче. Ночью дождь превратился в ливень, молнии освещали небо, а ручей, о котором я беспокоился, снова наполнился. Я понимал, что лодке ничего не угрожает, но уснуть все равно не мог. Еще одна бессонная ночь.

Я проснулся от ощущения воды. Я был мокрый. Оказалось, мимо снова прошел корабль, и волны сдвинули лодку, сорвав тент с весла. Меня тут же залило дождем. Поправил тент. Спальник высушу завтра, не проблема. Сейчас я просто хотел спать.

На следующее утро у меня были планы и на себя.

Рано утром я проснулся от того, что ноги в воде. Всю ночь лило, и вода стекала с части тента прямо в лодку. К утру она достигла уровня моего ложа и добралась до ступней. Ох... Кое-как поправив тент, разложив камыш, я начал вычерпывать воду металлической кружкой (кстати, купил ее именно для этой цели, как предусмотрительно, правда?).

Рассвело, а дождь все лил и лил... Он не прекращался, поэтому я снял тент и начал собираться в путь. Все равно уже все мокрое. Ну, по крайней мере, принял «ванну». И, можно сказать, вымыл все, что было в лодке. Интересный факт (но не для меня): комары не уходили и продолжали кусать даже под дождем! Отплывая, я пошутил сам с собой: «А говорят, под лежачий камень вода не течет!» Завернулся в спасательный жилет (впервые с начала пути), чтобы согреться, и накинул плащ. Поехали.

Иногда эксперименты приводили к совершенно странным решениям, как на седьмой день. Хотя я до сих пор убежден, что пробовать новое необходимо, чтобы изменить жизнь к лучшему. Даже так.

Я решил попробовать причалить кормой вперед — там две ручки, и, может, так будет лучше. Тогда нос, по идее, будет разбивать волны. Нашел невысокий берег, но, несмотря на кажущуюся твердость, он оказался заболоченным, чуть не утопив меня по колено. Берега нет. Полтора часа поисков. Безуспешно. Плыву дальше.

Каким-то образом нашел сушу. Попытался втащить лодку кормой вперед, боком. Не вышло. Слишком тяжелая. Решил провести странный эксперимент и причалить к берегу боком — так было бы удобнее забраться в гамак, и был шанс, что небольшие волны будут отклоняться, не заливая лодку, как это бывает с кормой. Глупо, понимаю, серьезную волну на борт не принять, но попробовать надо. Привязал лодку как можно крепче — и нос, и корму. Странно, комаров нет. Из джунглей доносятся какие-то грохоты, будто там валят лес. Наверное, крокодилы, кто же еще? Осматривая окрестности, наткнулся на огромную лягушку размером с ладонь. Ее можно было использовать как приманку, но я решил не губить просто так. Я еще не голоден. К тому же мои враги — ее враги. Пусть ест комаров!

Закутавшись в спальник, я ощутил восторг от атмосферы. Надо мной невероятно яркие звезды, как в горах — нет светового шума. Слева — полифония джунглей. Справа — булькающие голоса рыб. Странные ощущения. Засыпать стало еще страшнее. Теперь я в шаговой доступности от любого животного и одновременно на границе речной бездны. Неописуемо.

Я проснулся от проходящего скоростного катера. К счастью, эти «ракеты» ночью летают не так быстро, как днем. Результат? Меня несколько раз сильно ударило о берег, и брызги грязи полетели прямо на меня. На этот момент я не обратил внимания — грязь. Крен тоже был неудобным, качка усилилась. Больше не буду повторять этот эксперимент с боковой стоянкой. Ведь если тяжеловоз пойдет против течения, что тогда? Ладно, если забрызгает грязью, а если смоет? Нет уж. Пора спать.

Как говорится, любой опыт — это опыт. Из проб и ошибок рождаются решения. На следующий день я собрал еще тростника, чтобы начать строить каркас для палатки, и мне посчастливилось встретить Хонаса и его семью. Они пригласили меня на обед, и знакомство переросло в...

О жизни в семье рыбаков, полученных уроках и рыбалке во всех ее проявлениях я расскажу в следующей части под названием «Это Анаконда».

Для большего погружения — одна из серий, день седьмой:

Ссылка на весь сериал на YouTube из 38 серий: здесь.

Друзья, я стараюсь публиковать хотя бы один пост в неделю. Надеюсь, мой опыт поможет вам поверить в себя. Не бойтесь мечтать. Мир лучше, чем о нем говорят (с).

В 2024 году я отправляюсь в Меланезию, а пока делюсь моментами из прошлых путешествий. Чтобы быть в курсе, можете подписаться на мой телеграм.

[моё]Истории путешествийИнтересноеОбразованиеВокруг светаПутешествиеВыживаниеАмазонкаРафтингПроблемная рекаБезопасностьФактыВидеоYouTubeДлинный постФото 25

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Амазонка. Часть 2. Первые трудности.