С наступлением периода Эдо в Японию пришла беспрецедентная стабильность, которая создала условия для мужчин и даже женщин различных социальных слоев (но в основном богатых и знатных) для безопасных путешествий с самыми разными целями.
После сотен лет войн люди с радостью воспользовались этой возможностью, хотя она была доступна не всем.
Официальные путешествия
В 1639 году сёгунат Токугава издал указы о запрете португальцам въезда в Японию, положившие начало политике национальной изоляции — сакоку. До Реставрации Мэйдзи передвижение иностранцев по островам и выезд японцев за границы строго контролировались властями. Япония оказалась полностью изолированной от западного мира, за исключением небольшого торгового поста голландской Ост-Индской кампании на Дециме, островке в Нагасаки.
В то же время отношения с азиатскими соседями оставались достаточно активными, хотя и ограниченными; японцы торговали с Китаем, Кореей (через Цусимское княжество) и Рюкю (через Сацуму), а также колонизировали Эдзо — ныне Хоккайдо.
Нисимура Сигенага (1697–1756), корейский посол на пути в столицу, 18 век, гравюра на дереве, бумага, тушь, цвет.
Все путешествия иностранных подданных по Японии начинались с посещения резиденции сёгуна в его замке в Эдо – именно там решался вопрос о том, где, как, каким образом и на какой срок. Этот формальный ритуал был предназначен для поддержания господства сёгуната. Этой же цели служили официальные приемы с участием иностранцев, а также японских художников, ученых и знатных придворных, посмотреть на которые собирались тысячи людей.
Даймё, феодалы, управлявшие 260 владениями, составлявшими Японию, также путешествовали по приказу сёгуна, проводя половину своего времени при его дворе, а другую половину — в своих владениях.
Эти путешествия представляли собой сложные процессии с свитой в сотни, а иногда и до тысячи человек, со сложным графиком, маршрутом и бюджетом (определяемым сёгуном): своего рода театральное шествие с танцами, церемониями, песнями и военными маршами, все для того, чтобы покажите свою лояльность правителю.
Школа Хисикава, Шествие даймё в Эдо, ок. 1700 г., ручной свиток (фрагмент), тушь, цвет, золото, шелк.
Сами сёгуны также путешествовали неохотно, обычно в церемониальных или инспекционных целях. Самой важной такой церемонией была поездка в Никко к северу от Эдо, на родину основателя сёгуната Токугавы Иэясу. Но за 200 лет ни один сёгун не достиг Киото.
Инфраструктура
Если в Греции из-за отсутствия дорог путешествовать было редко, то в Японии с этим проблем не было - в 1640 году была создана система официальных дорог - Пять маршрутов, Гокайдо: эти шоссе расходились от "Японского моста" и "Японского моста"; в Эдо в разных направлениях:
-
Токайдо (вдоль восточного побережья Киото);
-
Накасендо (еще один маршрут из столицы в столицу, но в горах);
-
Кошю Дочу (на северо-восток);
-
Осю Дочу (к северу от Сиракавы в Муцу);
-
Никко Дочу (ранее Никко).
Кроме того, было проложено восемь официальных вспомогательных троп, и помимо дополнительных (ваки кайдо) троп, за их содержание отвечали даймё. Для охраны дорог и предотвращения проникновения оружия в Эдо было создано 53 поста охраны.
Дороги были грунтовыми, что обеспечивало отличный дренаж, а по обочинам были засажены кусты и деревья, обеспечивающие тень и защиту от ветра.
Обратите внимание: Как выглядит традиционная деревня в Японии? На российские совсем не похожа.
Колесному транспорту их использовать было запрещено – чтобы дорога не превращалась в колею.Паломничество и отдых для масс
рост урбанизации в 17 веке привел к увеличению межрегиональной торговли. Купцы и ремесленники пользовались большей свободой передвижения, чем самураи и тем более даймё. Странствующие торговцы продавали инвентарь, лекарства и книги; им не нужно было получать официальное разрешение сёгуна, хотя посещение некоторых городов было связано с необходимостью получить его от местных властей.
Крестьяне и горожане были еще свободнее; они могли путешествовать почти свободно - хотя бумага, подтверждающая цель поездки (наиболее популярными были религиозное паломничество, лечение и бракосочетание, а также в проездных документах есть формулировки "для покупки необходимых вещей", для "осмотра храмов и "живописные ущелья", наконец - попробовать местную кухню - поэтому уже три столетия назад в Японии были шоппинг и гастротуризм).
Пик пришелся на период с 1780 по 1840 годы. Причины приятные: японцы стали жить лучше, стали выращивать больше риса, и даже многие фермеры из окрестностей Осаки и Киото разбогатели настолько, чтобы отправиться в паломничество или на другие нелегальные цели прибыльная цель.
Самым популярным местом паломничества был храм Исэ, посвященный богине солнца Аматэрасу. Например, в 1830 году его посетило пять миллионов человек – масштаб, невообразимый в Европе до конца 20 века. Многие паломники затем отправились в Киото, где было более тысячи буддийских храмов, и в другие регионы.
Чого, «Пилигримы, путешествующие в Исэ», 18 век, висящий свиток (фрагмент); тушь и цвет на бумаге.
Власти не поощряли осмотр достопримечательностей, так как считали это бесполезным, но путешественники шли на хитрость: чтобы посетить святые места, они могли посетить близлежащие горячие источники... Или курить табак, есть лапшу соба или играть в азартные игры. В целом, наряду с религиозными богослужениями, многих вдохновляла на путешествие возможность насладиться сакэ, местной кухней или живописными видами.
Отношение храмов и святынь к этому вопросу было весьма прагматичным; Почти везде, за исключением некоторых буддийских сект, таких как Дзёдо Синсю, храмы предлагали товары и услуги — от чая и еды до развлечений в виде танцев, пения и проституток (последнее, прикрывающееся эвфемизмом «горничные» мешимори онна; в 1844 году в Синагаве, одной из почтовых станций, работало 1348 таких «девушек»!).
Иной сценарий был для развлекательного туризма, он отражал растущий интерес к географии Японии: путешественники тяготели к мэйсё - достопримечательностям, в список которых наряду с храмами и святынями входили десятки тысяч исторических, живописных и литературных (да-да). !) памятники по всей стране, от Сацумы до Хоккайдо.
Некоторые достопримечательности были известны всем – например, Мацсима или Хасидатэ; чтобы найти других, нужны были услуги проводников – странствующих монахов или предприимчивых местных жителей; Таким образом, люди познакомились с местной культурой и в то же время раздвинули границы возможного для себя.
Это не конец истории японских путешествий периода Эдо; мы вернемся к этому позже, поговорим о том, какой отклик получил туризм в японском искусстве и культуре, а также о том, насколько предприимчивы японцы, поездки на рынок и лучший сервис - это 100%.
[мин]ТуризмТуристыПутешествияАзияПраздникиПраздникиТурДостопримечательности ИсландияЯпонияИстория (наука)Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Культура путешествий эпохи Эдо в Японии.